Гостиничный рынок Петербурга изменился к лучшему

Как отмечают аналитики на портале про гостиничный бизнес ProHotel.ru, в 2010 году загрузка гостиниц увеличилась на 20%. Однако, наряду с этим средний тариф снизился на 14%. В итоге, показатель RevPAR (доходность на номер) вырос на 3,5%. Учитывая прошлогоднее падение RevPAR на 30%, еще рано говорить о полном восстановлении рынка, однако первые положительные признаки уже есть.
На гостиничном рынке Санкт-Петербурга можно выделить несколько сегментов: отели в высшем пределе верхнего сегмента/сегменте люкс, отели верхнего сегмента, отели средней ценовой категории. Их развитие в 2010 году происходило по-разному.
Произошедшее в 2009 году снижение загрузки гостиниц категории «верхний сегмент/сегмент люкс» на 35% и последовавший в 2010 году рост на 15% все еще не позволяют говорить о том, что загрузка отелей Санкт-Петербурга категории люкс вышла на докризисный уровень. В 2008 году загрузка гостиниц была довольно стабильной для такого сезонного рынка и составляла 50%. Кризис серьезно вмешался в деятельность гостиниц, ухудшив их операционные показатели. В 2009 году гостиницы предпочли потерять в загрузке, нежели снизить ADR (средняя стоимость проданного номера в день). Учитывая, что к концу 2009 года загрузка составляла только 32%, отелям не оставалось ничего другого, кроме как начать снижать тарифы.
Операционные показатели 2010 года (загрузка — 37%, ADR – 8700 рублей) свидетельствуют о дальнейшем падении RevPAR на 2% по сравнению с 2009 годом.
На 2011 год в Санкт-Петербурге запланировано открытие 2 люксовых гостиниц — Four Seasons и W, поэтому какой-либо очевидный рост в данном сегменте в следующем году маловероятен.
Исторически сложилось так, что отели верхней ценовой категории показывают лучшие результаты; до кризиса их загрузка зачастую достигала 70%. В 2010 году RevPAR несколько снизился на 2,55% , а в 2009 году это падение составило 26% — опять же потребуется много времени для восстановления рынка, однако есть признаки улучшения ситуации.
Наибольших успехов в 2010 году добились гостиницы среднего ценового сегмента, что свидетельствует о том, что спрос стал более чувствителен к цене, гости выбирают более демократичные опции. Более того, появилось несколько гостиниц международного качества с удобным расположением (например, 2 отеля Courtyard by Marriott и Park Inn Невский). Значительный рост загрузки на 25% по сравнению с аналогичным показателем 2009 года и наименьшее по сравнению с остальными сегментами снижение ADR на 7% привело к внушительному росту доходности на номер на 16%.