Цимберг

Сейчас военные метафоры становятся популярными…

Мы работаем в индустрии здравоохранения – подчас «на передовой», поднося «патроны» коллегам, которые сидят «в окопах», и оперируем терминами «довоенная жизнь».

Бизнес подобен людям и относится к ситуации абсолютно по-разному. У нас есть очень широкий круг знакомых и бизнесменов – кто-то является едва ли не коронаскептиками, а другие панически бегут впереди паровоза и сами закрыли бизнес без всяких регуляций.

Мы поставляем гистологическое оборудование и расходные материалы по микробиологии во все клиники страны и стран СНГ. Нас окружает стремительный, порывистый информационный фон. Пользуемся как открытыми официальными источниками, аналитическими обзорами, так и находимся под потоками сообщений от друзей и коллег. Видим ситуацию чуть более объемно. В целом, могу сказать, что она очень серьезная, а во многих регионах – критическая. Но надо сохранять спокойствие и разумность, не поддаваться как панике, так и лишнему скепсису.

Чего нам не хватает? В первую очередь, понятных правил со стороны государства. Рушатся цепи поставок, и выполнять работу становится очень трудно. В первую неделю «каникул» я чувствовал себя директором танкового завода во время войны, которому чтобы обеспечить выпуск этих танков, приходится физически объезжать и обзванивать субконтракторов.

При этом кто-то нехорошо пользуется сегодняшней ситуацией – например, мы попросили арендодателя отнестись с пониманием и рассмотреть арендные каникулы или снизить арендную ставку, а получили в ответ повышение этой ставки. Ситуация не уникальная.

Несмотря на то, что всем кажется, что вот мы как раз та отрасль, кому война – мать родна, но это не так. У нас тоже уже началось падение, и самое неприятное, чтобы обеспечить работу, которую мы выполняем, необходимо прикладывать раз в пять больше усилий.

Если же говорить о системных мерах поддержки со стороны государства, то почему-то слышится о компенсации выпадающих доходов нефтегазовой отрасли. И наверное, компенсация выпадающих доходов парикмахерских и ресторанов – звучит как оксюморон. В большинстве случаев мы привыкли в России справляться с проблемами самостоятельно. Но я думаю, необходимы наиболее широкие и масштабные, в том числе «ковровые» методы поддержки.

Не должно быть какой-то сегрегации по отраслям, по ОКВЭДам. Мы вчера обратились в Райффайзенбанк по поводу целевой поддержки. Они отвечают, что не вошли в этот канал предоставления поддержки. А теперь представьте какой-нибудь небольшой ИП, сидящий на обслуживании в Тинькоффе или в Райфе, которому нужно открыть счет в Сбербанке, чтобы получить государственную поддержку. Обойти кучу чиновников. Собрать массу справок. Реально это сейчас? И вот такие технические препоны даже формально доступную поддержку делают физически невозможной.

Правительство, в общем, относится к бизнесу значительно с бОльшим пренебрежением, чем в других странах. По крайней мере, к малому и среднему. Ведь он лишь трудоустраивает людей и не является источником больших налоговых поступлений. Нам остается активно писать, звонить, ломиться, использовать абсолютно все каналы.

По некоторым оценкам, наша страна находится в чарте поддержек на самом дне. Эта поддержка бизнесу в России в 70 раз меньше, чем в Германии. Конечно, из носового платка не сделать хорошего одеяла для трех людей. Но государство может изменить условия регуляторики, ведь мы воспринимаем его как многорукого шиву – оно нас регулирует, отбирает, перераспределяет, в какой-то мере создавая инфраструктуру для жизни и ведения бизнеса.

Во многих отраслях регуляторика – это один из самых деформирующих факторов. Например, еще несколько дней назад было запрещено продавать средства индивидуальной защиты и медицинские маски – вся продукция шла только через Росхимзащиту, которая является структурой Ростеха. Больницы были просто в панике, не понимали, что можно делать и где покупать маски и халаты. И это вместо того, чтобы рынок сделать максимально открытым.

В медицинской отрасли все невероятно зарегулировано. Многие бизнесы просто закрылись под этим давлением. Во многих странах, которые столкнулись с нынешней бедой, регуляторику просто рассупонили. Это касается систем тестирования и забора, переноса материала, СИЗов. Взяли и отменили. В России ситуация кардинально другая. Ситуация особо вопиющая и сейчас касается практически каждого из нас.

К моему удивлению, в эти военные времена чиновники более ответственны в своем слове. Они работают без масок и без касок до полуночи, активно переписываются в мессенджерах. И надо сказать, что уже были случаи, когда удавалось достучаться и решить конкретные задачи.

Но сколько отраслей скручены регуляторикой в бараний рог? Чтобы это изменить, не нужно денег. Нужен свежий взгляд, осмысление и новый подход. Осталось понять, хватит ли у властей на это смелости?

Владимир ЦИМБЕРГ, генеральный директор компании «БиоВитрум», выступление в рамках онлайн-заседания Академии АНД