Деловой туризм вошел в Стратегию-2035

В России разработали стратегию развития туристической индустрии до 2035 года, в которую с подачи бизнеса вошел раздел делового туризма. Ее планируют утвердить в самое ближайшее время.

На туристском форуме Saint-Petersburg TRAVEL HUB, состоявшемся в рамках XXIII сессии Генеральной ассамблеи UNWTO, тему «MICE-индустрия, как драйвер развития территорий» обсудили на специальной дискуссионной панели, в которой участвовали представители власти и бизнеса из регионов России и ведущие DMC и MICE-агентства.

По информации модератора сессии, организатора проекта «День MICE в регионах России» Натальи Евневич, деловой турист приносит в 3 раза больше дохода, чем обычный. Он, как правило, приезжает на несколько дней, под него арендуются конгрессные и выставочные залы, дорогие отели, его обслуживает кейтеринг, спецсвязь и спецтранспорт, ему обеспечивают безопасность, а после мероприятия в регионе-организаторе остаются не только доходы, но опыт и технологии.

Спикер привела в пример город Вятку, который расцвел после того, как компания «Кировлес» организовала в нем Всероссийский Лесной форум, впоследствии ставший международным. Вместе с тем, этот вид туризма невозможно осуществить без государственно-частного партнерства, считает Евневич. А потому сотрудничество бизнеса и власти в этом направлении очень важно.

Знают по трем городам…

– До сих пор на международных выставках Россия представлена очень скромно, зачастую, присутствуют только стенды Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, а ведь мы – огромная страна, с очень разными и интересными территориями, – перехватила инициативу второй модератор, исполнительный директор событийно-туристического холдинга «Фаворит» Анисия Евдокимова. – К сожалению, не все регионы могут себя презентовать.

Она озвучила итога опроса, проведенного во Франции и Германии: немцы знают только Москву, Петербург и Екатеринбург, французы, третьим городом назвали Новосибирск. Между тем, по словам Евдокимовой, один иностранный деловой турист оставляет в стране 89000 руб. в гостинице за 3-4 дня пребывания и свыше 100 тысяч в ресторанах города-организатора.

По мнению генерального директора компании MAXIMICE Елены Мельниковой, поехать на деловое мероприятие в Красноярск не менее привлекательно, чем съездить в Рим. Компания работает исключительно с коммерческими заказчиками и утверждает, что среди ее клиентов спросом пользуются не только столицы и зарубежные курорты, но и Петрозаводск, Пермь, Тюмень, Новосибирск, Владивосток.

Вот только лететь на Дальний Восток и Камчатку обходится в сумму такую же, как добраться в Перу, а экзотики в Латинской Америке все же больше, и при прочих равных она выигрывает. Тем не менее, российские города клиентам интересны, пакет заказов только на сентябрь достигает миллиарда рублей.

Мельникова отмечает, что в регионах не хватает специального оборудования, у них слабые сайты с небольшим количеством информации и полное отсутствие «завлекательных фишек», которые очень важны для деловых людей, много передвигающихся по миру.

Не хватает профессионалов

Как отметила председатель комитета по туризму и индустрии гостеприимства петербургского отделения «Деловой России» Ирина Семенова, в регионах сложно найти компании, которые могут достойно организовать мероприятие.

– Деловой туризм не может развиваться без государственной поддержки, – подчеркнула она. – Заявленное Президентом намерение ввести электронные визы с 1 января 2021 года может стать драйвером развития, привлечет в MICE-туризм большое количество предпринимателей.

Правда, как считает Семенова, для этого нужно уже сейчас создавать деловой ландшафт, разрабатывать единый механизм, который сможет объединить бизнес с государством. Проблем много: дефицит профессиональных кадров, отсутствие опытных организаторов на местах, нехватка креатива и т.д.

Делу – время, потехе – час?

Директор по маркетингу Softline Елена Лебедева акцентировала внимание на том, что деловой туризм – это не только деловые мероприятия, но и культурный досуг.
– Нужны нестандартные площадки для проведения ужинов и деловых встреч, квестов, – отметила она, – для неформальной части требуется особый эксклюзив.

Своеобразный эксклюзив предложил руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Василий Стойков. По его мнению, деловых клиентов вполне могут заинтересовать русские дворянские усадьбы, которых сохранилось свыше 3000. Не менее привлекательным может стать индустриальное наследие. Агентство реставрирует памятники и придумывает, как их использовать.

Например, в здании на улице Глинки, 2, реставрацию которого завершат в ближайшей перспективе, планируют создать парк культуры, а в Москве в историческом здании отрывается Музей военной одежды. Анисия Евдокимова напомнила, что Ростов для собственного продвижения придумал красного коня. А любой волжский город мог бы запустить старинные пароходы по самой известной реке, и тем самым привлечь к себе интерес.

MICE-карта поможет регионам

Завершилась дискуссия презентацией MICE-карты России. Организатор проекта «День MICE в регионах России» Александр Мальцев подчеркнул: «MICE – это не просто нефть, это высокооктановый бензин, топливо нового поколения для тех регионов, которые пока не осознали себя MICE-дестинацией». Сезон делового туризма, по его словам, не заканчивается никогда, и в этом его прелесть.

Проект «Будь в России!» родился в 2015 году, когда MICE- и EVENT-агентства обратили внимание на регионы страны. Тогда и было решено создать карту деловых возможностей России, так называемый, MICE-актив.

– На портале больше 1000 MICE-продуктов, – утверждает Мальцев. – Желтым обозначены Москва, Петербург, Казань, Сочи и Екатеринбург, на которые приходится свыше 50% оборота делового туризма.

В рамках общероссийской карты каждый регион может создать собственную страницу, которой сам же и будет управлять со следующего года.

Лилиана ГЛАЗОВА