Либерти

Не массовый бизнес

Инвалидное кресло, слуховой аппарат и даже потеря зрения – не преграда для путешествий. А специализированная туристическая фирма для людей с инвалидностью – не фантастика…

«Новости малого бизнеса» продолжают рассказывать о ярких примерах социального предпринимательства в Петербурге. Причем, для того чтобы развивать социально ориентированный бизнес, не обязательно быть НКО. Наши героини из турагентства «Либерти» вывели формулу, позволяющую «обычным» предпринимателям иметь доход, достаточный для постоянной помощи нуждающимся в ней.

Руководят специализированной туристической компанией «Либерти» две петербурженки: Мария Бондарь и Наталья Гаспарян. В начале «нулевых» филолог Мария и экономист Наталья трудились обычными экскурсоводами, а точнее – гидами-переводчиками для немецких туристов. Но мечтали об открытии собственного дела.

Идея организовывать экскурсии для людей с ограниченными возможностями родилась не от хорошей жизни: «Так вышло, что и у меня, и у Натальи в детстве были серьезные травмы позвоночника, – рассказывает Мария Бондарь. – Наташа занималась художественной гимнастикой и неудачно упала. Мне было семь лет, и я просто неудачно упала. Но так, что заново пришлось учиться ходить… После реабилитации мы обе сумели восстановиться. Но о проблемах инвалидов-колясочников знаем не понаслышке».

Вспомнив об этом печальном опыте, девушки также смекнули, что рынок инватуризма (инвалидного туризма) в городе, да и в России, совершенно не развит. Было это в 2004 году, но и сегодня, по большому счету, ниша больше никем не занята.

Проверка на доступность

Непосредственная работа турагентства началась со специального исследования доступности городских объектов.

«Мы взяли инвалидную коляску, садились в нее по очереди и тестировали все самые известные городские достопримечательности, музеи, театры, гостиницы и рестораны, – вспоминает Мария. – Через месяц поняли, что для исследования городской среды на доступность не обязательно садиться на коляску, можно обойтись и фотоаппаратом, тем более что глаз уже наметан. Так у нас появилась «база доступности», благодаря которой мы смогли построить наши первые специализированные туры».

А первыми клиентами стали колясочники-иностранцы. Поскольку обе наши героини до этого были гидами-переводчиками, с этой категорией туристов им «было все понятно».

Но в начале «нулевых» в городе было очень мало гостиниц со специальными номерами и санузлами для инвалидов. Многие музеи и достопримечательности также были значительно менее доступны, чем сегодня.

В принципе для приема любого туриста агентство должно выполнить пять пунктов. Туриста нужно где-то поселить, чем-то накормить, на чем-то возить, придумать для него экскурсионную программу и предоставить ему гида. В инватуризме все то же самое, только технически посложнее и подороже. На обычном автобусе колясочников далеко не увезешь, в обычном номере гостиницы не поселишь, в кафе, у которого нет пандуса, не накормишь и т.д.

«Наша аудитория – узкая, нишевая, – поясняет Мария Бондарь. – Такой вид бизнеса априори не может быть массовым. В гостиницах нет столько номеров для инвалидов. Группа не может быть больше 10-12 человек. О миллионных турпотоках, характерных для приема китайских граждан в Петербурге или отправки россиян в Турцию, разумеется, говорить не приходится».

Пока потолок «Либерти» – 800 туристов с инвалидностью и их сопровождающих в год. Из них порядка 70% – иностранцы и 30% – россияне. И здесь мы подошли к самому интересному – ноу-хау Марии и Натальи под названием «правило 70 к 30», которое позволяет и фирме оставаться на плаву и людям помогать.

Правило 70 к 30

«К соотношению 70% иностранцев к 30% россиян среди наших клиентов мы пришли не сразу. Возможно, когда-нибудь оно и изменится, но пока считаем его наилучшим», – рассказывает Мария.

Как уже было сказано, начиналось «Либерти» с клиентов-иностранцев, с которыми «все было понятно». Но когда компания получила некоторую известность, к ней стали обращаться с просьбами организовать туры и петербуржцы, представители городских обществ инвалидов.

И это был вопрос уже не только бизнеса, но морали. Учитывая, что немногие российские инвалиды могут себе позволить путешествовать и оплачивать немаленькую стоимость специализированных экскурсий. А также то, что турфирма изначально не имела ресурсов, чтобы делать кому-то «социальные скидки», поскольку не может рассчитывать на государственные субсидии.

«Юридически мы – ООО, – поясняет Мария. – Этот статус не позволяет получать помощь от государства».

При этом принципиальным для нас было то, чтобы инвалиды могли себе позволить купить тур, не просить ни у кого и не ждать льгот, быть потребителем услуги наравне с остальными».

Формула «70 к 30» как раз и позволяет, зарабатывая на 70% на иностранных туристов, субсидировать отдых 30% россиян. По признанию нашей собеседницы, по отечественному сегменту они выходят «в ноль», продавая туры по себестоимости. Так, недельный тур в Петербурге (без учета дороги из другого региона) может стоить 25 тыс. рублей. Клиент с инвалидностью будет проживать в четырехзвездочной гостинице, иметь трехразовое питание, экскурсионную программу на все дни, транспорт и специального гида.

А заработок «Либерти» идет только за счет клиентов из-за рубежа. Насколько дороже туры для иностранцев, по этическим соображениям здесь предпочитают не говорить. Отмечая только, что «значительно дороже», причем, и вследствие объективных причин тоже: работа гида со знанием иностранного языка дороже обычного гида, а цена на входные билеты в музеи для иностранцев отличается в несколько раз.

Отставание в 30 лет

«Безусловно, отношению к людям с инвалидностью в нашем обществе меняется, среда становится более доступной, – говорит Бондарь. – Однако эта доступность в Петербурге нестабильна. Параллельно с «прирастанием» соответствующих объектов, пандусов, специальных лифтов происходит и их «усыхание». Например, в одном известном музее несколько лет назад был установлен подъемник для инвалидов. Но на договор по его обслуживанию денег уже не хватило, подъемник сломался, и колясочники могут посетить лишь первый этаж здания. Или гостиницы. Появившиеся, было, специализированные номера для инвалидов порой переделываются в обычные, потому что бизнес-клиенты чувствуют себя неловко или потому что поток инвалидов не такой большой».

При этом сегодня в Петербурге инвалид-колясочник имеет возможность посетить почти все главные достопримечательности: Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор, Спас-на-Крови. Исключение составляет, пожалуй, только Большой дворец Петергофа, где до сих пор нет подъемника.

Также печалит недоступность петербургского метро. Если с обычной, механической коляской и с помощью специальных помощников инвалид еще имеет возможность туда попасть, то с электрической – уже нет. Нет в городской подземке и лифтов для инвалидов.

«Конечно, наше метро – одно из самых глубоких в мире. Но, мне кажется, были бы деньги и желание, и тогда можно решить любой, даже самый сложный технический вопрос», – добавляет Мария Бондарь. – При этом Парижу, Лондону или Берлину, безусловно, попроще. Они развивают доступную среду уже более 30 лет. Это отставание еще долго будет ощущаться, хотя мы движемся в правильном направлении».

Пионеры рынка

Со временем профиль работы «Либерти» расширялся. Так, два года назад в «портфеле» турфирмы появились первые специализированные туры для слепых.

«Пока это очень небольшой поток, – признается Мария Бондарь. – Но процесс, как говорится, пошел».

Что касается слабослышащих, для них внутри фирмы тоже была разработана специальная технология обслуживания. Но пока она еще не опробована на практике.

Какое место «Либерти» занимает на существующем рынке?

«Еще пять лет назад мы уверенно говорили, что являемся единственным туроператором в Петербурге, а возможно и во всей России, организующим экскурсии только для людей с ограниченными возможностями. Сегодня точно можно сказать, что мы – первая подобная фирма в России. Затем было несколько похожих проектов и в Москве, но они не выжили. Сейчас развивается проект в Казани, посмотрим, что у них получится», – перечисляет Наталья.

Но оговаривается – это все не означает, что люди, путешествующие на колясках, не сотрудничают больше ни с кем. Они приходят и в обычные турагентства. Но когда там нет соответствующей инфраструктуры, транспорта и опыта, такой клиент может стать головной болью, как для самой фирмы, так и для «обычных» туристов.

Добавим, что помочь распространению инватуризма могли бы поправки в законодательство.

«Понятие «инвалидный туризм» или «инватуризм» в России нигде не прописано, нет соответствующего кода ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). В профильном законе о туристской деятельности есть лишь социальный туризм, под которым понимается оказание туристических услуг незащищенным слоям населения (детям, пенсионерам и т.д.) с использованием бюджетных средств. По этому закону, будучи ООО, а не НКО, мы не получаем бюджетное финансирование и не относимся к социальному туризму. Надеюсь, когда-нибудь эта ситуация изменится», – добавляет Мария Бондарь.

На заре своего существования «Либерти» удалось получить финансовую поддержку, пусть не от государства, но от частного московского фонда «Наше будущее» и еще от одной организации, немецкой. Благодаря ей, в частности, был куплен специальный автобус для перевозки инвалидов. Но это разовые возможности, а не системный подход.

Денис НИЖЕГОРОДЦЕВ