Гопническая революция

– Дмитрий, что нам ждать от последнего месяца осени?

– Ситуация будет развиваться с учетом инфляции, роста цен и дальнейшего обвала рубля по отношению к основным мировым валютам. Собственно говоря, все, что сейчас происходит, уже прогнозировалось. В мае 2014 года выходила статья, в которой я писал, что россияне к концу следующего года обеднеют на 40%. Это было еще до активной фазы событий на Украине, до введения нашего, так называемого, продовольственного эмбарго. Экономика, она же вещь счетная и приказам «Стоять, бояться!» не поддается: какое-то время терпит, а потом бьет сильно, как сжатая пружина.

– Как в условиях импортозамещения и санкционной войны удается налаживать взаимоотношения с малым бизнесом?

– Надо все-таки понимать – никакой малый бизнес, ни при каких экономических условиях, не должен работать с крупными сетями. Или тогда это должна быть не сеть. Потому что не будет системной закупки и распределительных центров, так как они уже станут бессмысленными. И поскольку логистика – транспортная, складская, – складывается в стоимость товара, то ценник вы получите существенно выше – минимум на 30-40%.

Согласитесь, кузнецу не приходит в голову работать с «Фордом». Потому что даже самые маленькие детали в автомобиле – промышленного производства.

Просто для малого и среднего бизнеса нужны свои сети. Государству надо растить сетюшки палаток, сетюшки маленьких и средних магазинчиков, и так далее. И вот когда появится много эшелонов товаропроизводящих цепочек, проблем со сбытом не будет.

Вместо этого сегодня осознанно уничтожается малый и средний бизнес в любой сфере. Потому что нашим чинушам иметь с ними дело невыгодно. Хлопот больше, чем с крупным. А взять с него можно меньше.

– То есть «крупнякам» все-таки выгоднее предоставлять преференции?..

– Когда я слышу теории от предпринимателей, что какие-то вещи делаются в угоду «крупняку», то как человек, знающий все звенья товаропроизводящей цепочки, ответственно заявляю – частному «крупняку», частному середняку или частной мелочевке власть не делает никогда и ничего. Власть делает если только ты сын, сват, брат. И не важно, речь идет о средней компании, мелкой, или крупной.

Никогда вменяемый серьезный предприниматель не ходит решать свои проблемы к власти. Представьте, что одна курица жалуется на другую курицу, и с этой своей жалобой бежит к волку.

– Минуло больше года с момента введения «продовольственного эмбарго». Научились ли сети жить и выживать в условиях «борьбы с вражескими продуктами»?

– Ну, во-первых, надо понимать, что ритейл не торгует товаром. Ритейл предоставляет услугу, где товар является значимой, но не ключевой издержкой. Поэтому не принципиально, что продавать – главное, чтобы товар пользовался спросом. Наша задача – набор продуктов, который будет интересен покупателю. А покупатель сегодня заинтересован в низкой цене, хотим мы этого или не хотим. Потому что доходы населения падают с катастрофической скоростью, и это падение не останавливается. Посмотрите на цифры Росстата: обвал по отдельным месяцам на 6%, на 9%.

Здесь играет ключевую роль другой фактор: по импорту мы потеряли в сельхозпродукции от 36 до 40%. А сельское хозяйство поднялось за год, если мне не изменяет память, то ли на 3,8%, то ли на 3,9%. Можем ли мы говорить, что произошло импортозамещение? Нет, на самом деле – импорт заместил импорт. И как человек, который работает с поставщиками, могу сказать, что внушительная часть китайских фирм сегодня производит товар с наклейкой «Сделано в России». Поэтому когда граждане в псевдопатриотическом раже кричат: «покупаю отечественный товар!», то я могу лишь сказать, что они покупают китайский товар. Причем довольно сомнительного качества. Оттого реальных цифр по импортозамещению просто нет.

Все разговоры о том, что здесь можно что-то заместить – не более чем вранье. Если уж семена моркови импортные, а по картошке более 90% посевного материала ввозится из-за рубежа, то что говорить о технике? О тракторах, о гербицидах – это все импортное и отечественного там уже давно ничего нет.

– Этой осенью так называемые казаки совершали «контрсанкционные» рейды в магазинах, подчас приводя в шок и продавцов, и покупателей. Руководство торговых предприятий просто боится противостоять таким «контролерам» и вызывать полицию...

– Ну а как можно было противостоять бандитам в 90-е? Я прекрасно понимаю этих руководителей, потому что защиты со стороны правоохранительных органов нет. Надо осознавать, что такие вот проверки – это как минимум административное правонарушение и как максимум уголовное, так как речь идет об уничтожении имущества.

Конечно, 37-й год мы иногда всуе поминаем. Но с точки зрения правового беспредела, когда достаточно поднять флажок псевдопатриотизма и на этом основании совершать уголовные преступления, подобные параллели возникают и они выглядят оправданными.

Помните, как участники молодежного движения «Наши» на Селигере еще в 2010 году повесили на кол бутафорные головы правозащитников, политических деятелей? После такого мы уже должны задать себе вопрос – мы действуем в традициях фашистской Германии или все же в рамках правового поля?

– Насколько практика «горячих линий», акций, типа, «сообщи о «санкционке», может оказаться вредной для бизнеса? Приходится ли сталкиваться с шантажом со стороны бдительных потребителей?

– Ну, во-первых, существование такой «горячей линии» глупо само по себе. Так как 90% наших сограждан даже не понимают, что такое санкционные продукты. Я сам видел эти жалобы и могу сказать, что в девяти из десяти случаев речь идет не о том. Вот в прессе муссировался случай, когда уток венгерского производства раздавили бульдозером. Но ведь Венгрия не входит в санкционный список, и эти утки спокойно продаются в магазинах! На самом деле, та ситуация не имела отношение к ввозу запрещенной продукции. Там просто отсутствовали какие-то документы или же наблюдались незначительные нарушения в них. Я больше скажу – сегодня в Федеральную таможенную службу, в региональные подразделения спущен «план по санкциям». То есть по уничтожению санкционной еды! Это уже отсылает нас во времена дичайшего анахронизма советских времен.

Так что, да, шантаж есть. И если раньше, в 1917 году, он осуществлялся именем Советской власти, то сейчас – именем «патриотизма». Известно ведь, что октябрьские события привели к разгулу бандитизма. Ну а сегодня мы проводим другие преобразования, более мелкого масштаба – эдакую гопническую революцию.

Беседовал Борис КОВАРДИН, фото с сайта http://www.potapenko.ru/