Бизнес на шпильках

Ищите женщину – руководителя

Когда-то фурор во всем мире произвела фраза писательницы Олимпии де Гуж «Если женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право подняться на трибуну», сказанная в разгар Великой французской революции.
Не такими темпами, как хотелось бы, но влияние женщин на политику и бизнес мало-помалу становится все большим.
Например, свежее исследование Pricewaterhouse Coopers и Ассоциации менеджеров показало, что в последние годы доля женщин, занимающих крупные посты в компаниях, серьезно возросла. Представительниц «прекрасного пола» охотно берут на должность главного бухгалтера (68% «счетоводов» — женщины), назначают директором по персоналу (68%), директором по маркетингу, финансовым директором.
Ключевые посты в крупном бизнесе пока принадлежат в основном мужчинам. Однако доля женщин – генеральных директоров заметно возросла – с 5% в 2008 году до 21% в 2012-м. По мнению экспертов, работодатели берут в расчет такие качества женщин, как лояльность к руководству, склонность реже менять места работы, трудолюбие и, как ни «прискорбно» это признавать, готовность работать за меньшее вознаграждение.
Совершенно другой расклад в малом и среднем бизнесе, что отражает действительную деловую активность «бизнес-вумен». В Петербурге, например, доля женщин – предпринимателей по разным данным составляет от 52 до 65%. «Думаю, женщин в малом бизнесе у нас большинство, — говорит руководитель ассоциации «Деловая петербурженка» Зоя Винниченко. – Парикмахерские, кафе, салоны красоты, магазины, образовательные и психологические центры – как правило, ими руководят женщины».
«Слабый» пол привлекает не только сфера услуг, но и вполне «мужской» бизнес. Например, сама Зоя Винниченко руководит фирмой, которая занимается поставками промышленного инструмента. «И мои партнеры, и сотрудники в основном мужчины», — говорит предприниматель.
Женщины, к слову, возглавляют в Петербурге и ассоциации сварщиков и кузнецов.

Однолюбы в бизнесе

Уже давно доказано – для успешного бизнеса не нужен «универсальный солдат»: стиль управления мужчин и женщин сильно разнится, но это не означает, что одни управляют хуже других.
«У женского стиля управления есть своя специфика: он редко бывает авторитарным, мы более мягкие, видимо», — говорит предприниматель, депутат ЗакСа Ирина Иванова. Также женщина-руководитель, особенно в небольшом коллективе, как правило, знает не только, как зовут мужей и детей ее коллег, но и привычки соседей.
Ирина Иванова также отмечает, что женщины более законопослушны. «Заплатил налоги и спи спокойно – это сказано про женский бизнес», — считает предприниматель.
У «женского стиля» есть и минусы. «Мне кажется, свое дело мы любим гораздо больше, чем прибыль. Это не всегда хорошо. Возможно, в ряде случаев надо расстаться с делом – но мы, как правило, однолюбы во всем: и в семье, и в бизнесе», — говорит Иванова.
Однако именно привычка «пестовать бизнес», как ребенка, помогает женщине удержать свое дело на плаву. Особенно это важно в кризис: по словам Зои Винниченко, в Петербурге в «тревожные» годы не разорилось ни одно малое предприятие, которым руководит женщина. «Она старается сохранить бизнес, команду, а главное – кадры, даже в ущерб собственным финансовым интересам», — говорит Зоя Винниченко.

Кому доверить «корабль»?

Как отмечает завкафедрой педагогики и психологии семьи РГПУ Ирина Хоменко, сегодня для успеха в бизнесе большое значение имеют не столько гендерные признаки, сколько личностные качества. У женщин в этом плане есть большое преимущество: мужчина «вооружен» историческим и социальным опытом, зато женщина, посягая на его «территорию», должна выступать как «завоеватель». Заложенная природой гибкость позволяет ей оставлять соперников позади. «Тот, кто привыкает бороться, постепенно нарабатывает «социальные мускулы» и движется вперед. Мужчины же в силу традиций не привыкли бороться за место в социуме», — поясняет эксперт.
Однако, признают представительницы предпринимательского сообщества, путь женщины в бизнес «не усыпан розами»: Соперничество не всегда складывается на паритетных началах – нет- нет да и приплетаются гендерные признаки. Ирина Иванова приводит личный пример. Первые шаги в бизнесе она сделала в 2003 году. После закрытия НИИ, где он работала преподавателем, ушла в «мужской» бизнес – продавать автотовары. Освоиться помогло техническое образование. «Трудностей было много, — вспоминает предприниматель. — Непросто было руководить мужским коллективом. Я приняла решение: мужчин и женщин у меня будет поровну. При этом со мной стали работать такие мужики, на помощь которых можно было рассчитывать».
Постепенно теряют «признаки пола» такие отрасли, как IT, инновации, крупное производство… «Но бизнес – это процесс коммуникаций. Вы никогда не получите прибыль, если не стали «своим». Приходится признавать, что у нас остаются сферы, куда женщины из-за стереотипов пока не допущены», — говорит Ирина Хоменко.
Так что «женский вопрос» продвижения в бизнесе отнюдь не надуман. «Корень зла» заключается в том числе в политике. «Это тоже своего рода бизнес. Женщине тем сложнее сделать политическую карьеру, чем она честнее, чем сильнее у нее «гуманитарные» основы. У большинства политиков взгляды патриархальные, почти домостроевские, но именно они задают социальные планки», — говорит Ирина Хоменко.
Получается замкнутый круг: патриархальное «политическое сообщество» не позволяет реализовать свой потенциал в полной мере прогрессивным женщинам, а отсутствие прогрессивных женщин в этом «сообществе» позволяет ему доминировать.

Бизнес-леди успевает все?

В отношении успешной в бизнесе женщины, как отмечают эксперты, сложился стереотип: увенчанный лаврами руководитель – это либо «снежная королева», либо «Прокопья Людмиловна», причем обеим под силу любого коня остановить и в горящую избу войти. По мнению Зои Винниченко, в «жизни» подобные фигуры – это, скорее, исключение. С другой стороны, создание подобных стереотипов «выгодно» мужчинам, которых коробит соперничество со стороны прекрасных и успешных дам.
Как отмечает Ирина Хоменко, в современной женщине действительно стремление к лидерству больше, чем когда бы то ни было. Но это не означает, что, преодолев «мужское» сопротивление, общество придет к матриархату. «У женщин природой заложена социально пассивная деятельность: она в принципе больше тратит свой ресурс на «воспроизводство», на детей, — говорит Ирина Хоменко. – Поэтому женщины стремятся не столько к матриархату, сколько к гендерному альянсу, равенству».
У нас, в отличие от Запада, бытует мнение, что семья мешает карьерному росту «хранительницы очага» и наоборот. «Я с таким подходом не согласна. Российским женщинам, как правило, удается совмещать и работу, и семью. Возможно, потому что конечной целью женщина часто ставит именно спокойствие и благополучие в своей семье», — говорит Ирина Иванова.
Ирина Хоменко соглашается: если женщина вынуждена «тащить» бизнес – например, чтобы одной прокормить детей – ей действительно приходится выбирать. Другое дело, если она осознанно ставит целью лидерство и поступательно ее реализует.
Прогрессивные мужчины сегодня охотно идут на то, чтобы помочь своей более активной «второй половине» добиться своих целей: берут на себя заботу о доме, о детях. В последнее время нередки случаи, когда мужчина, а не женщина уходит в декрет.
Супруги распределяют обязанности внутри семьи исходя из здравого смысла, а не устоявшихся социальных ролей — вот настоящая основа для здоровой и крепкой семьи. Важно, чтобы двое думали друг о друге, а не о собственных амбициях и предрассудках, считает Ирина Хоменко. И не важно, что выбирает женщина: собственноручно приготовленный борщ на косточке или заполненный до отказа планнинг – лишь бы она знала, что делает именно то, что хочет.

Анна Беляева,
«БалтИнфо», 11.03.2012 г.