Терентий Мещеряков: «Ларьки сыграли свою роль в позапрошлом десятилетии…»

– Летний период практически завершился. Считается, что это активный сезон для тех, кто нашел себя в малом предпринимательстве. В некоторых районах даже действовали специальные летние программы…

– Разочарую. Как таковых сезонных программ для малого бизнеса не существует. Наши предприниматели активно принимали участие в программе «Выставочно-ярмарочная деятельность». За первое полугодие 2011 года девять предприятий района по данной программе получили субсидии на сумму 2,8 млн.руб. А всего за этот период предприниматели получили поддержку на сумму более 7, 5 млн. руб. в рамках программ для малого бизнеса.

Мы сформировали Адресную программу размещения объектов потребительского рынка по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга, куда вошли не только временные объекты мелкорозничной торговли, но и объекты общественного питания, сферы услуг, открытые охраняемые автостоянки, станции технического обслуживания автомобилей и т.д. Это позволило систематизировать и узаконить размещение временных объектов потребительского рынка на нашей территории.

Могу четко сказать: по состоянию на 1 сентября 2011 года во Фрунзенском районе функционирует 345 объектов мелкорозничной торговли. За последние три года их количество увеличилось на 15%.

Еще в мае 2003 года был создан Общественный Совет по малому предпринимательству при администрации Фрунзенского района. Действующий состав Совета работает с марта 2010 года, а ровно год назад года на информационном портале Фрунзенского района HYPERLINK «http://www.frunzspb.ru» www.frunzspb.ru мы создали специальный раздел, где представлена информация о малом бизнесе.

– А что можно сказать о фактах несанкционированной торговли, которые выявляются практически во всех районах города? Где-то меньше, на отдельных территориях – значительно больше. Какие меры принимаются для борьбы с ней?

С этим все понятно. В 2011 году было составлено 50 протоколов об административных правонарушениях за торговлю в неустановленных местах. Мы не слишком церемонимся с нарушителями. Была демонтирована торговая зона на месте строительства вестибюля станции метро «Международная». Все желающие представители малого бизнеса, которые вели здесь торговую деятельность, получили возможность работать на площадях нового цивилизованного социального рынка у железнодорожной станции Сортировочная.

– Готов ли Терентий Мещеряков привести общие сведения, которые характеризуют состояние сферы малого предпринимательства в районе – количество занятых в нем людей, демографию, направление бизнеса?

– Попробую. Количество субъектов малого предпринимательства во Фрунзенском районе за последние пять лет увеличилось на 70% и составляет на данный момент около 19 тысяч, в том числе около 12 тысяч малых предприятий и около 7 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Лидирующим направлением деятельности остается сфера оптовой и розничной торговли – это около 50% от общего числа предприятий малого бизнеса.

– В Европе малое предпринимательство формирует 70% и выше в валовом национальном продукте, в России на этот сектор экономики приходится только 30%. Можете ли Вы сказать, как формируется подобная на территории района?

– Сегодня доля предприятий малого бизнеса от общего количества предприятий района составляет 50%. Объем налоговых поступлений от них – это 30% от общего объема. Так что мы пока соответствуем общероссийским показателям.

Это вполне объяснимо. Основным видом деятельности малого предпринимательства в районе является торговля и коммерция, а инновационное производство занимает пока около 6%. Известно, что в развитых странах эта сфера составляет около 25%. У нас давно сложился стереотип, что малый бизнес – это ларьки. Мне кажется, это не совсем верно. Ларьки? Они сыграли свою роль в позапрошлом десятилетии, в 1990-е годы, когда нужно было решать продовольственную проблему. Например, на улицах Хельсинки ларьков вообще нет, и все без этого прекрасно живут. Я думаю, и в Купчино их скоро не будет. Ведь Малый бизнес – это, прежде всего, старт-апы и информационные технологии. Отсюда следует и задача районной администрации – поддерживать инновационные продукты.

Я уже говорил в июне журналистам о том, что мы ведем диалог с компанией, которая занимается производством органик-продуктов, и формируем механизм их продажи на территории района. А ларек – это не малый бизнес, у него нет потенциала развития. Сегодня необходимо поддерживать предпринимательство, направленное на развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

Игорь ГРОМОВ, «Новости малого бизнеса», фото Андрея РАЗУМОВА