Сологуб

Спрос претерпел очень сильные изменения

Потребительская активность клиентов всерьез меняется, и даже в сфере продуктовой торговли выстреливают сервисы, которые связаны с интернетом и доставкой.

Надо понимать, что ритейлер является некой трубой – что пришло на вход, то потом на выход и попало с учетом всех накладных расходов и издержек, которые несет бизнес. На издержках в нашем случае не слишком сэкономишь. В структуре затрат у нас в компании: 10% – аренда, 16% – ФОТ, и всего лишь 6% от оборота составляют так называемые прочие расходы.

Отсюда понятно, что если возникает снижение оборотов, то компенсироваться это может только экономией на ФОТ и снижением арендной платы. Но первое – совсем не популярная мера в наши времена. А какое-то снижение арендной платы, к сожалению, мы получить практически не можем. Попросить – да. Но нам имеют полное право отказать. Ведь в перечень представителей наиболее пострадавших отраслей экономики мы не входим, хотя падение продаж произошло в разы.

Понятно, что столкнулись с рядом сложностей, когда был ажиотажный спрос. В этой ситуации быстро договорились с властями, чтобы не наказывалось то, что доставляло шум и неудобство жителям – например, доставка и разгрузка по ночам. А дальше мы испытали и продолжаем испытывать прессинг – вопрос цен на полках.

Потребительский спрос меняется, раньше мы годами вовлекали клиентов в каналы онлайн торговли и доставки. Сейчас этот путь проходится за считанные дни. Однако возможность масштабирования таких каналов оказывается довольно ограниченной, ведь в структуре товарооборота дистанционная торговля прежде занимала порядка 3 %. И вдруг увеличить ее на порядок – крайне сложная задача.

Она требует не только создать продукт в цифровом пространстве, но и опирается на очень понятную физическую инфраструктуру, которую нарастить трудно. И вряд ли можно рассчитывать, что за два-три месяца что-то кардинально поменяется, а наши 3% превратятся в 30 или 40%. Увеличение происходит в два-три раза в некоторых сервисах на порядок, но от очень маленькой базы.

Мы продолжаем работать «в полях». Поэтому незамедлительно ввели меры безопасности для наших клиентов – это дезинфекция ручек, тележек и так далее. Но этой новой заразе больше подвержены даже не клиенты, а сотрудники. И нам важно обеспечить им защиту.

Если клиенты один раз выходят из дома, что-то покупают и забегают обратно, то сотрудники линейного персонала работают на местах целый день. Мы оснастили всех масками, перчатками, защитными экранами, и стараемся поддерживать в них боевой дух всеми доступными путями. В том числе расширили социальный пакет и предоставили гарантии сохранения сотрудникам среднего заработка, если они все-таки заболеют.

В случае попадания в стационар, нахождения на карантине по требованию властей или если мы сами принудительно отправляем сотрудника на жесткую самоизоляцию, люди могут получить единоразовую выплату до 60 тысяч рублей. К сожалению, в ряде случаев сотрудникам не выписывают больничные листы. Но мы, тем не менее, понимаем ситуацию и гарантировали всем доначисление до среднего заработка до 40 дней нахождения на карантине.

Помощь государства, которую можно было бы назвать серьезной, это удешевление денег. Вопрос, как такую помощь организовать. В прошлые кризисы мы видели, что государство активно поддерживает банки, а они транслируют это каким-то образом дальше – на бизнес.

Сейчас ситуация иная – поддержка идет только через структуру государственных банков, и для нас пока ничего с точки зрения стоимости кредитов не изменилось.

Денис СОЛОГУБ, президент продуктовой сети «Азбука Вкуса», выступление в рамках онлайн-заседания Академии АНД