Шустиков

Чиновник заслужил депутатскую похвалу

Исполняющий обязанности первого заместителя председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Герман Шустиков отчитался перед комиссией по промышленности, экономике и предпринимательству ЗакСа о состоянии потребительского рынка Санкт-Петербурга.

По его информации, городской потребительский рынок формирует шестую часть валового регионального продукта (17,5% в 2017 году) и является вторым после промышленности наполнителем казны (21%). При этом по обороту розничной торговли в расчете на одного человека Северная столица занимает только 4 место (263 100 руб.) после Москвы, Московской и Сахалинской областей. Иными словами, покупательная способность петербуржца несколько ниже, чем в вышеперечисленных регионах, хотя и выше, чем в остальной России.

Вместе с тем, в прошлом году город наторговал на 1,4 трлн руб., что на 3,4% больше (в сопоставимых ценах), чем годом ранее, а по России этот рост – 2,8%. Гораздо лучше обстоят дела с общественным питанием, там наблюдается рост 6,2%, а годовой оборот – 78,2 млрд руб. Надо думать, значительную долю в этот успех вложили футбольные болельщики, наводнившие город на Неве прошлым летом.

Всего в городе насчитывается 24 тысячи предприятий розничной торговли с объемом торговых площадей более 6,8 млн кв. м, 8,3 тыс. предприятий общественного питания и 10 тысяч предприятий бытового обслуживания.

Лидер сетевой торговли

Впрочем, есть чем похвастать и Санкт-Петербургу – многие годы наш город занимает первое место по объему сетевой торговли: на нее приходится 56,9% всего торгового оборота. Второе место по этому показателю занимает Ленинградская область (51,2%), затем следуют Московская область (49,9%) и Москва (32,6%).

Говоря о сетевой торговле, Герман Шустиков имел в виду не только крупные торговые сети (их доля в общем объеме сетевой торговли составляет 81%), а любые объединенные магазины, например, по продаже ЭКО-продуктов, таких в последнее время появилось много в разных районах. А вот владельцы не очень крупных магазинов разоряются, например, закрылась «Диета» на Садовой улице. И это головная боль чиновников, так как потребительский рынок всегда славился широкой конкурентностью, а теперь конкурентное поле сжимается. Надо думать над тем, как конкуренцию в отрасли сохранить. Один из путей – развитие нестационарных торговых объектов (НТО) и ярмарок.

Последняя редакция схемы размещения НТО содержит 8 844 участка. «За время формирования схемы (с 2013 года) их количество увеличилось в 2,4 раза», – с гордостью сообщил Шустиков. И напомнил, что рынок «Хасанский» победил в номинации «Лучший розничный рынок» конкурса «Торговля России 2018». А всего в городе 14 розничных рынков и свободных мест на них полно – 34%.

Но люди предпочитают торговать с ящиков на пыльной улице, нежели в оборудованном торговом зале. Хотя город делает многое, чтобы помочь садоводам и огородникам сбыть продукцию, например, предоставляет на территориях комплексов мелкорозничной торговли 860 торговых мест на безвозмездной и 106 мест на льготной основе. Правда, очередь за ними не стоит. Еще в прошлом году в городе прошло 120 ярмарок и Первый форум потребительского рынка в ноябре 2018 года. В рамках Форума состоялись конкурсы на соискание премии правительства Санкт-Петербурга «Лучший по профессии в сфере торговли и услуг Санкт-Петербурга», «Золотой Гермес» и «Золотая Кулина», а также конференция, на которой участники обсудили приоритетные направления развития торговли обменялись опытом и завязали деловые контакты.

О чем бы спросить?

На этом месте депутаты, устав слушать доклад, перешли к вопросам/ответам.

Оксана Дмитриева поинтересовалась: «Правильно ли я поняла, что розничные рынки – уходящая форма торговли? А ярмарки?»

Действительно, рынки петербуржцами не востребованы, скорее всего потому, что торгуют на них не фермерскими продуктами, а товаром с Калининской и Фрунзенской овощебаз не самого высокого качества.

В этом году и на ярмарки спрос упал: почти 5 месяцев позади, а провели всего 21 ярмарку. Докладчик подчеркнул, что районные администрации после волны скандалов прошлого года не спешат проводить ярмарки.

«Как вы оценивание роль торговых сетей?» – задала следующий вопрос Ирина Иванова. Ответ поразил не только депутата: «У нас их еще недостаточно. Минпромторг России ставит задачу довести общий объем сетевой торговли до 65%. В Европе, между прочим, – 85%», – уверенно произнес Герман Шустиков.

Ирина Иванова с ним не согласилась и поинтересовалась ростом цен на продукты, но чиновник ответить не смог, пообещал выяснить и прислать.

Председатель комиссии Алексей Макаров, в свою очередь, задал два вопроса. Сначала попытался узнать, почему не предоставили торговые места рыбакам, которые планировали продавать корюшку по 50 руб. за килограмм. Оказывается, торговать на рынках собственной продукцией могут только те, кто внесен в федеральный реестр производителей, а рыбаков в этом списке нет, Более того, по словам чиновника, в нем вообще нет производителей из Санкт-Петербурга, так как люди ленятся собирать пакет документов, чтобы их включили в реестр.

Второй вопрос касался создания государственной сети НТО, как в Москве. «Такие планы были, – не стал лукавить Шустиков, – однако от них пришлось отказаться, так как денег нет».

На этом обсуждение вопроса завершилось единогласным принятием информации к сведению и благодарностью за подробный информативный доклад.

Лилиана ГЛАЗОВА, фото — со страницы в соцсети Одноклассники