«Своим» – все. Остальным – закон

Нелегальная торговля вернулась на Стрелку Васильевского острова, но теперь в усеченном виде: торговать без разрешительных документов там дозволено автолавке, уродующей исторические панорамы, и кофемобилям. Почему, преследуя одних незаконных торговцев, других – демонстративно не замечают? Не исключено, что дело во внутренней «инструкции», по которой районы выстраивают политику отношений с «согласованными» и «несогласованными» нелегалами.

В ходе сентябрьского рейда ЦПЭИГИ и Союза малых предприятий из центра города вывезли почти три десятка нелегальных торговых объектов. Часть из них несколько месяцев открыто вела незаконный бизнес на Стрелке Васильевского острова («Стрелка забита», 22.05.2017 «Новости малого бизнеса»).

Туристическое место было включено в маршруты регулярных рейдов по пресечению несанкционированной торговли. Хотя еще в мае побывавший на одном из таких мероприятий корреспондент издания усомнился в их эффективности.

Оказалось, что часть нарушителей сотрудники Комитета по вопросам законности помнили в лицо: вывозить товар у них приходилось неоднократно, однако те невозмутимо возвращались на «хлебные» места. Полицию и ответственных лиц из администрации Василеостровского района такой «водоворот», похоже, тоже устраивал.

В первой декаде сентября «Фонтанка.ру» сообщила о ликвидации 26 нелегальных точек, обосновавшихся около Исаакиевского собора и на стрелке Васильевского острова. Желая убедиться в том, что историческое место наконец-то освобождено от позорного для Северной столицы явления, корреспондент «Новостей малого бизнеса» побывал на Стрелке...

Все нелегалы равны

Перефразируя классика, скажем, что часть нелегалов оказалась «равнее». Прямо у подножья Ростральных колонн, на самых проходных местах, «левые» точки по-прежнему радуют туристов чебуреками, выпечкой и напитками. Это не случайные нелегалы, а представители вполне организованных незаконных «сетей».

Теперь они выглядят гораздо заметнее и привлекательнее, чем в «толпе» лотков с сувенирами и тележек с мороженым, которых вывезли участники сентябрьского рейда.

Добавим, что РГИС эти места отведены под сезонную торговлю.

Похоже, что после показательной акции оставшиеся нелегалы не интересуют ни общественников, ни местную полицию, ни районную администрацию и новый ККИ. И зря. Не исключено, что именно они являются ключом к пониманию: почему многочисленные проверяющие подчас оказываются бессильны перед серой уличной торговлей, которая встает там, где хочет.

«Свои» и «чужие»

За последнее время в поле зрения «Новостей малого бизнеса» попало сразу несколько участков, где незаконные НТО и стихийные торговцы успешно отжимают рынок и покупательский поток у добропорядочных коллег, используя забюрократизованную процедуру ликвидации, а также расположение районных чиновников («Нечего бояться», 06.09.2017, «Новости малого бизнеса»).

Наблюдая в течение полугода за нелегальными НТО и информируя об этом администрации петербургских районов, мы заметили любопытную закономерность. После сообщения о незаконной торговле, часть «левых» точек чиновники убирают без проволочек или же включают их в план ликвидации. Другие объекты продолжают работать много лет, невзирая на вызывающее отсутствие разрешения занимать городскую землю. Понять, чем вызвана избирательная ликвидация нелегалов, сложно, если не принимать во внимание то, что рынок «серой» незаконки в районах поделен на «свой» и «чужой».

О том, как на практике действует принцип «друзьям – все, остальным – закон», мы убедились, проанализировав действия должностных лиц в отношении «своих» и «чужих», а также поговорив с некоторыми участниками рынка нестационарной уличной торговли.

Борьба с одними за процветание других

«Существует три варианта реагирования должностных лиц на заявления о незаконной торговле. В первом случае речь идет о «не согласованных» нелегалах. Во втором — о «согласованных». В третьем — о том, как реагировать, если на «согласованных» «наезжают» вышестоящие ИОГВ», — рассказали собеседники «Новостей малого бизнеса».

В первом варианте полиция действует оперативно. Если нелегал встает без «разрешения» районных администраций или правоохранительных органов, полицейские выезжают к нему в течение получаса. Торговую точку закрывают, продавца задерживают на три часа и составляют протокол об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка). При этом павильон, автолавку или торговую точку незамедлительно эвакуируют на склад временного хранения или в отдел полиции, а от возврата имущества уклоняются даже после оплаты штрафа.

Таким образом, непродолжительная работа и длительный простой оборудования делают работу «залетных» продавцов нерентабельной. В итоге, нелегалы либо оговаривают «особые» условия торговли, либо уходят в другой район.

С «согласованными» представителями «серого» рынка приходится быть обходительнее. Когда подобные торговцы перекрывают доступ к зданиям или перебивают покупательские потоки добропорядочным коммерсантам, сотрудники полиции часто оказываются «заняты» и выезжают на место лишь после прямого указания от начальства районного УМВД. В таком случае организатору незаконной торговли следует звонок-предупреждение: его вежливо просят переставить объекты на полчаса, чтобы полиция могла документально «удостоверить» отсутствие нелегала.

В случае повторных звонков по «02» возмущенным гражданам разъясняют: полицейские уже выезжали в адрес, но никого не нашли. При таком раскладе перебои в работе нелегалов кратковременны: их торговый объект может работать круглый год почти без издержек.

К чудесам изворотливости приходится прибегать в случае, если по результатам многочисленных публикаций СМИ на объект выезжает комиссия в составе нескольких ведомств, в том числе профильных комитетов Смольного.

Тут действовать приходится в зависимости от обстоятельств. По словам одного из наших собеседников, побывавших в составе подобной комиссии, как правило, продавца заранее предупреждают о необходимости закрыть или убрать торговый объект. Участников рейда уверяют, что сотрудники районной администрации не имеют достаточных полномочий для эвакуации автолавки или торгового оборудования на склад СВХ ввиду отсутствия договора.

В случае если незаинтересованные участники совместного рейда проявляют настойчивость, приходится составлять протокол об административном правонарушении (в отношении неустановленного юрлица) и забирать продавца в отдел полиции для «установления личности».

Иногда под давлением особо активных персонажей проверяющие вынуждены даже показательно эвакуировать торговый объект. Впрочем, через пару часов он возвращается из отдела полиции «согласованному» нелегалу.

Несколько подобных кругов совершило нелегальное МТС рядом со станцией метро «Бухарестская». Первый раз автолавка «Свежая выпечка» попала в поле зрения «Новостей малого бизнеса» в 2014 году. За минувшие годы транспортное средство несколько раз убирали перед проверками и по жалобам предпринимателей, однако спустя время оно возвращалось. Своеобразный «рекорд» был установлен весной 2015 года, когда земельный участок не простоял пустым и суток. В очередной раз нелегала «зачистили» этой весной. Вскоре после акции устрашения автолавка опять вернулась на свое «законное» место.

Впрочем, не будем пессимистами: теперь, когда на проблему нелегальной торговли обратил внимание недавно созданный ККИ, не исключено, что ситуацию с «инструкциями» и «договоренностями» удастся переломить. Главное, чтобы работа госструктур не превратилась в борьбу одних нелегалов за процветание других.

Яна ПЛОТНИКОВА