Населенный пункт

Интересно, а есть ли вообще коммерческий смысл ставить рядом два совершенно одинаковых музыкальных ларька? Особенно с учетом того, что неподалеку располагается еще и большой музыкальный магазин. Или это кто-то для горожан старается? «Озвучивает» проспект, чтоб не скучно было?

На том же проспекте масса лотков со всевозможной продукцией. Очки, шарфы, шапки, украшения и поделки. Что-то вроде сорочинской ярмарки. В центре шагу нельзя ступить без того, чтобы не нарваться на какой-то товар. Лотки и ларьки, павильоны и магазины. В одном месте стена к стене стоят аж два практически одинаковых «Мира аксессуаров». Неужели все это действительно востребовано горожанами именно здесь, на главной городской улице? Не удивительно, что саратовцы уже перестали воспринимать проспект Кирова как место для прогулок. Он превратился в обычную проходную улицу, где можно еще и затовариться практически чем угодно.

По вечерам рядом с Крытым рынком выстраиваются два ряда продавцов цветов. Летом здесь торгуют яблоками и клубникой. И ловко лавируя между импровизированными лотками, саратовцы спешат по своим делам. На площади у цирка возле фонтана «Одуванчик», мирно соседствуя, существует несколько музыкальных ларьков. Вместе с этими павильонами на всю, как говорится, ивановскую орет огромный рекламный экран. Довершают картину ярмарки катания на пони и паровозике. В окружении такого великолепия саратовцам предлагается отдыхать возле фонтана. Честно говоря, отдыхать сложновато.

Там же, между цирком и Крытым рынком, можно наблюдать целых три ларька с газетами и журналами. Еще три – через дорогу. Видимо, Саратов претендует на звание самого читающего периодику города. Дело, конечно, похвальное. Только вот зачем на нескольких квадратных метрах столько распространителей печатной продукции? Справедливости ради стоит сказать, что такая ситуация только в центре города. Ближе к окраинам люди, судя по всему, периодики не читают вовсе. По крайней мере, ларьков с газетами там в разы меньше.

Все те же торговые ряды перегородили довольно большой сквер. Там, где нет ларьков, проход горожанам закрывают заборы. Примерно год назад ларьки «разверзлись» в одном месте и пустили саратовцев в свое «нутро». Сейчас там детская площадка. За такой щедрый дар владельцев торговли в центре города стоит поблагодарить, ведь саратовцы уже и не думали о том, что когда-то смогут вернуть хотя бы часть своей земли. Впрочем, возможно, я преувеличиваю, и горожанам все равно, как будет выглядеть их город.

Еще одно место, полностью закрытое торговыми объектами, – это площадь на 3-й Дачной. ДК «Россия» спрятался за ларьками и автомобилями. Трамвайную остановку торговля тоже потеснила. Уродливые спины торговых конструкций, грязные коробки и ящики, лотки с разномастными выцветшими крышами – все это больше напоминает лагерь беженцев, чем площадь Ленина, центральную в Ленинском районе. Варвары от торговли расползаются по городу с немыслимой силой, словно раковая опухоль. Казалось бы, сколько уже магазинов, рынков и торговых центров, пора бы уже убрать с улиц уродливую ларечную торговлю. Но нет. Лотки по-прежнему на своем месте.

Откуда этот непонятный и ничем не объяснимый подход к обустройству города? Как будто никто не размышляет о необходимости появления в том или ином месте разных объектов. Пихают, не думая, прямо в центре города все что ни попадя. И вроде у городского руля люди образованные. Все сплошь если не доктора наук, то кандидаты. И за границей наверняка частенько бывают, причем не в странах третьего мира, где саратовские реалии были бы привычны. Откуда же это полное отсутствие вкуса? Неужели не хочется, чтобы и здесь, в Саратове, было так же красиво, как, например, в голландском Лейдене, где на стенах воспроизведены стихотворения известных во всем мире поэтов, в том числе и Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. Саратов уже давно не претендует на звание столицы Поволжья.

Газета «Наша Версия» решила поинтересоваться у нашего земляка, депутата Государственной думы РФ Николая Панкова, что он думает о родном городе.

– Николай Васильевич, как, по-вашему, за последние, скажем, 20-30 лет Саратов сильно изменился?

– Думаю, изменения есть. Хотелось бы, конечно, чтоб они шли быстрее. Смотрите, 20 лет – это вроде бы много для города, но в рамках каких-то проектов это, может быть, не такой большой срок. Плохо то, что за эти последние годы сильно упала экономика города. Я имею в виду работающие предприятия. Это тоже отражается на городском бюджете и на каждом из жителей. Много накапливалось проблем, которые не решались.

– Но есть же моменты, с которыми городская власть может бороться. Я говорю о ларьках и торговле в самом центре города. Ведь должен быть подход.

– В какой-то период времени мы увидели, что город оброс ларьками, и то, что сегодняшняя городская власть начала наводить в этом порядок, я считаю, правильно. Когда убирались ларьки, которые были незаконно возведены на общих территориях в зонах отдыха, в парках, на газонах. Это неправильно, и хорошо, что сейчас борьба ведется. И в дальнейшем она будет продолжаться.

Должен быть целостный подход к инфраструктуре и архитектуре. Все должно идти от человека и для человека, а не для отдельного вида коммерсантов. Ведь фактически сильный бизнес создает условия и заинтересован, чтобы это красиво выглядело, чтобы людей туда тянуло зайти. А не когда просто ставят ларьки, чтобы тянуть у нас деньги. Должна быть комплексная застройка изначально, как в других регионах делается. У нас еще есть проблема – инвалидам никуда не выйти.

– Тут, наверное, все зависит от человека. Если владелец магазина думает о других, он сделает пандус.

– Как правило, в большей степени пытаются обогатиться за счет людей. Должна быть более жесткая позиция власти, контролирующих органов. Это не одним днем складывалось. И даже все эти ларьки уже были давно розданы. Если бы власть выпустила нормативный акт – пожалуйста, около своего магазина выложи плиточкой, содержи территорию вокруг магазина. Идешь ты, тот же проспект, там зеленая зона – и там ставят эту печку с курами, напичканными нитратами, и шашлыки. Или рюмочную, вот мода пошла – строить рюмочную, не создав даже туалета рядом.