Амнистия, господа…

Одним из краеугольных
вопросов власти к бизнесу остается возвращение российских активов из
иностранных юрисдикций

ИСТОРИЯ амнистии капитала началась в 2015 году. И она не
достигла той цели, которую, по-видимому, пытался получить законодатель. Власть
предоставила возможность российским налогоплательщикам без налоговой,
административной и уголовной ответственности в особом порядке задекларировать
свои активы, счета и участие в иностранных организациях, находящихся в
иностранных юрисдикциях.

Срок таких мероприятий был ограничен. Однако инициативы бизнес-сообщества
не произошло. И поэтому этот срок был продлен еще на полгода. Разочарованию
законодателя, видимо, тоже не было предела, потому что по состоянию на июнь
2015 года задекларировали и сдали специальные декларации всего 2,5 тыс.
налогоплательщиков. И в марте 2018 года начался второй этап налоговой амнистии.

БЕЗУСЛОВНО, эта тема представляет большой интерес для
бизнес-сообщества. Но вероятно потому, что она слишком скромно обсуждается в СМИ,
предприниматели активизировались только сейчас, когда понятно – многие
фактически не успеют задекларировать свои активы и счета.

Как человек, который последние десять лет осуществлял деятельность
на территории иностранных государств, а теперь собирается в определенном
порядке составить декларацию и представить отчет о своей работе, сделает это,
когда в тех юрисдикциях он не обязан был вести бухгалтерские учеты? В срок до 1
марта 2019 года?

Мало кто решится что-то поставить в декларацию, заполнить информационное
поле просто так, не зная результатов, которые может получить при составлении
отчетности после аудиторского заключения. Следовательно, предприниматели
постараются избежать подачи спецдеклараций. И говорить о том, что российские
активы вернутся в страну, наверное, в этом случае тоже не приходится.

В ЧЕМ ЖЕ выход? Необходимо срочно внести изменения в
законодательство, чтобы в обязательном порядке продлить сроки амнистии минимум
на полгода. Это даст возможность должным образом составить отчетность, получить
аудиторские заключения и задекларировать имеющиеся за рубежом активы.

Отдельным образом следует расширить перечень объектов, которые
бы не облагались подоходным налогом. Тщательно изучив законодательство, мы
обратили внимание, что сегодня такая возможность существует, а выгоды, которые
получит государство от инвестирования и возврата денежных средств, действительно
колоссальные. Потому что за каждым бизнесом стоит личность. И каждый
предприниматель в первую очередь страхует свои риски.

Необходимо и расширить перечень объектов, которые не будут
облагаться налогом на прибыль для юридических лиц. Он может быть куда скромнее,
чем касающийся физических лиц. Проведя анализ налоговых последствий, мы
обнаружили, что в ряде случае и некоторых отраслях экономики действительно
выгодней вести бизнес российским юридическим лицом, а не создавать иностранные
компании в юрисдикциях иностранных государств. К тому же с января текущего года
значительное число стран начали обмениться соответствующей информацией, а
многие государства подключатся к этому в году наступающем.

Инна
ГАЛАЙ, генеральный директор ЗАО «АК «БИГ5»

Из
итоговой резолюции

Принята
на Публичных
слушаниях
по проблемам, препятствующим развитию предпринимательства в Санкт-Петербурге,
25 октября 2018 года.

Рекомендовать Уполномоченному по защите
прав предпринимателей в Санкт-Петербурге: рассмотреть вопрос о необходимости
инициирования разработки нормативных правовых актов, предусматривающих:

– продление сроков действия Федерального
закона от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами
активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»;

– освобождение от НДФЛ доходов, полученных
на банковские счета в зарубежных банках в случае, если такие счета указаны в
специальной декларации;

– возможность включения в специальную
декларацию ликвидированных контролируемых иностранных компаний или иностранных
компаний, над которыми к моменту подачи специальной декларации утерян контроль;

– освобождение от налогообложения прибыли
контролируемых иностранных компаний, указанных в специальной декларации, за
периоды, предшествующие подаче специальной декларации;

– исключение из налоговой базы по НДФЛ материальной
выгоды от приобретения у контролируемых иностранных компаний не только ценных
бумаг, но и иных видов имущества;

– исключение стоимости получаемого от
ликвидируемой контролируемой иностранной компании имущества, в случае продления
сроков действия Федерального закона от 08.06.2015 № 140-ФЗ, не только из
налоговой базы по НДФЛ физического лица – акционера (участника), но и из
налоговой базы по налогу на прибыль российских юридических лиц в случае, когда
прямым акционером (участником) контролируемой иностранной компании является
юридическое лицо;

– исключение из налоговой базы по НДФЛ
доходов, полученных при погашении прав требований (дебиторская задолженность),
полученных физическим лицом при ликвидации КИК.

Рекомендовать Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу
и ГУ МВД РФ по СПб и ЛОрассмотреть
вопрос о возможности организации и проведения совместных вебинаров для
представителей бизнес-сообщества по вопросам реализации механизма «амнистии
капитала», предусмотренного Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Комментарий

Александр Шохин

Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей:

«Появляется безналоговая ликвидация
контролируемых иностранных компаний. Ведь что значит – вернуться в родную
гавань? Возвращаясь сюда, вы не платите налог, в том числе на доходы физических
лиц – стало быть, это мощный стимул, чтобы действительно воспользоваться
амнистией»