Александр Абросимов

Александр Абросимов: «Нельзя опускать руки!»

Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге буквально завтра будет представлен городскому парламенту, а затем и руководству Смольного. Третий год предприниматели Северной столицы живут почти по законам военного времени, именно Александру Абросимову предстоит донести позицию бизнеса до органов власти – честно и чётко, объективно…

Наш разговор сложился именно так – без ненужного пафоса и стенаний про «всё пропало». Сейчас время жёсткое, трудное, даже сложности, которые переживал бизнес в пору внезапно улетучившейся пандемии, кажутся уже и не сложностями вроде. Как у вас настроение, Александр Васильевич?

– Как у уполномоченного хотелось бы, чтобы было лучше. А если говорить, как у меня лично, то убеждён, что всегда можно найти решение того или иного вопроса. Главное – не опускать руки и всё равно взбивать это молоко, пока оно не станет маслом.

В целом, по моему мнению, хотя в последнее время всё направлено на поддержку малого и среднего бизнеса, реальных инструментов поддержки явно недостаточно. Безусловно, многие меры поддержки принимаются на уровне Правительства России, корпорация МСП выступила с инициативой и внесла изменения в административный кодекс. Теперь если проверка осуществляется впервые и находят нарушение, то предпринимателю делают замечание, не наказывают штрафом. А при возникновении повторных претензий действуют по схеме: один протокол – один штраф.

Любопытно, что согласно последнему опросу, проведённому Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, большинство респондентов на вопрос о наиболее эффективной мере поддержки назвали именно мораторий на проверки.

Мы два месяца назад очень активно занимались тем, чтобы в результате выездных налоговых проверок не налагались запреты на движения по счетам и возможность распоряжаться имуществом. Банковский счёт не закрывался, просто резервировалась некая сумма по среднестатистическим показателям, которые никак не были определены. Вроде бы деятельность компании не приостановлена, а на деле и репутация страдает, и бизнес частично парализован. Есть много обращений от предпринимателей именно по таким случаям.

Но тут вопрос федеральный, а Госдума пока приняла решение отложить его рассмотрение. Правда, федеральный парламент вернулся к предложению об амнистии предпринимателей, которые возместили ущерб по экономическим статьям.

– Какую сферу бизнеса требуется поддерживать в первую очередь, притом, что все направления испытывают сложности?

– Я считаю, что сегодня особое внимание следует уделить поддержке производства, чтобы импортозамещение перестало быть мифом или приоритетом оборонки.

Для развития бизнеса в сфере производства необходимо создавать бизнес-инкубаторы, инновационно-промышленные парки. Это база, без которой трудно двигаться дальше, кустарное производство к прорыву не приведёт. Редко кто может найти подходящее, технически оснащённое помещение, приобрести сразу станки и оборудование. Есть, конечно, уникумы, которые начали работать в гараже, а потом пошли вверх, но примеры таких достижений единичны.

Если же мыслить системно, то на базе крупных промышленных предприятий, где есть и пустующие площади, и свободные мощности, необходимо создавать условия для деятельности небольших производственных компаний. Когда не надо каждому покупать весь станочный парк, а достаточно задействовать имеющееся оборудование совместно.

К сожалению, КППИТ исключил из своей программы вопрос о создании бизнес-инкубатора. КИО уже подготавливает документы о продаже здания на ул. Седова, 37, первоначально предназначенного для этих целей. Мне непонятна такая ситуация.

– На недавней встрече с вашими общественными представителями поднимался серьёзный вопрос – бизнесу нужны деньги, но при действующей ключевой ставке ЦБ и кредитной политики банковских учреждений они становятся слишком дорогими…

– Пожалуй, взять их можно на реальных условиях в Санкт-Петербурге только в Фонде содействия кредитованию. Моё мнение – необходимы специальные инвестиционные программы. Например, в Москве есть возможность получить грант до 200 млн рублей на строительство производственного объекта, на котором будут изготавливать продукцию импортозамещения. Пока выделено по этому направлению порядка 500 млн рублей.

Без снижения ставки рефинансирования любые кредитные предложения – это не поддержка, а лишь возможность какое-то время продержаться на плаву: сохранить рабочие места, по потерять оборот. Но ничего общего с развитием.

– А как же докапитализация на 2 млрд рублей Фонда развития промышленности, о которой говорит председатель КППИТ Кирилл Соловейчик? Разве не мера поддержки?

– Фонд развития промышленности предоставляет денежные средства в основном на приобретение оборудования, станков, технологических линий. Сейчас разрабатывается вопрос расширить его функционал с тем, чтобы такая мера поддержки распространялась не только на приобретение основных фондов, но и, как раз, на строительство импортозамещающих объектов, создание новых производственных мощностей и пополнение оборотного капитала.

– В трудные времена меньше всего внимания, похоже, достаётся малому бизнесу. Город так и не продлил мораторий на исключение из Схемы размещения объектов НТО, поставив под угрозу работу многих из них. Какая разница, выживет торговая мелочь или нет, когда надо спасать промышленных гигантов. Так?

– Это не мелочь. Малый бизнес даёт почти половину рабочих мест, и НТО – в том числе. Перед угрозой растущей из-за санкций безработицы, мы обязаны думать о сохранении каждого рабочего места и трудоустройстве каждого петербуржца.

На прошлой неделе у нас была встреча с губернатором. Выданы поручения КИО по вопросу повышения эффективности использования государственного имущества. В частности, о восстановлении моратория с 1 марта 2022 по 1 января 2023 года на применение штрафных санкций, включая пени, за неисполнение контрагентами обязательств по внесению платежей по договорам аренды объектов нежилого фонда и земельных участков, в том числе инвестиционным или имеющим такие признаки, договорам на размещения НТО.

Кроме того, Александр Беглов официально утвердил создание рабочей группы под руководством вице-губернатора Валерия Пикалёва, которая будет заниматься вопросами, как обеспечить наибольшую эффективность использования государственного имущества для целей осуществления предпринимательской деятельности.

– Мы все с вами говорим об отечественных предприятиях, но живём в «окне в Европу». В Санкт-Петербурге традиционно присутствует много представителей иностранного бизнеса. Обращались ли они за поддержкой, особенно в сегодняшних непростых условиях?

– Сейчас у меня была встреча с представителями европейского сообщества предпринимателей, где мы обсуждали вопросы, связанные с мерами поддержки. Но конкретных жалоб на притеснение или непредоставление каких-то возможностей иностранным компаниям не звучало.

Помню, кстати, что в ковидные времена мы настаивали, чтобы меры поддержки оказывались в том чисел и фирмам с иностранным участием. А обращения если раньше и были, то касались тех же проверок контрольно-надзорными органами.

Так ведь и Президент России в одном из недавних выступлений затронул вопрос, чтобы оказывать всестороннюю помощь иностранных компаниям, которые остаются в нашей стране. Если вы обратили внимание, иностранцы, работавшие в Санкт-Петербурге, не закрывались, а продавали свои доли и имущество. Финны так поступали уже в течение нескольких лет. Самый яркий пример: объекты, принадлежавшие Neste, купила Татнефть.

– Ну зачем нам Запад, когда время – смотреть на Восток!..

– Позволю себе грустно пошутить, что мы были ещё вчера не только окном, но и лицом в Европу. Теперь важно предпринять все усилия, чтобы не оказаться… задворками…

Если серьёзно, то на днях беседовал с коллегами из Владивостока, где весь бизнес построен на южно-азиатском рынке. Там предприниматели ждут, что вернутся корейцы, даже почему-то больше, чем японцы или китайцы, с которыми сложно работать из-за пандемии.

Между прочим, из 6 млн иностранных туристов, которые приезжали в наш город, порядка 70% были гости из Китая, Индии, Юго-Восточной Азии. Многое зависит от событий на Украине, но я уверен, что этот турпоток в той или иной мере сохранится. Сейчас сложный период. В частности, для сферы гостеприимства. В конце марта у нас прошёл совместный приём с начальником УФМС по Санкт-Петербургу. Хочу отметить, что Александр Гнедых внимательно отнёсся к просьбе отельеров найти возможность для отсрочки уплаты по налогам.

Сегодня правительство Санкт-Петербурга предпринимает активные шаги для сохранения внутреннего и делового туризма. Ведь число гостей из российских регионов, по информации комитета по развитию туризма, достигает 6,5 млн человек. Все значимые городские праздники – от военно-морского парада до Алых парусов – будут проведены. Состоится ПМЭФ и крупные выставки в «Экспофоруме».

– Минувшей осенью состав депутатов Законодательного собрания очень поменялся. Проведена ротация руководителей районных администраций. Обновилась и верхушка Смольного. Услышат ли новые люди петербургских предпринимателей?

– Я думаю, что нынешний состав городского парламента – работоспособный и понимающий, там достаточно бывших глав районных администраций, трудятся профессионалы в постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству, в бюджетно-финансовом комитете, других структурах. Надеюсь, что здравые мысли и предложения, которые звучат от аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, будут услышаны и поддержаны. Об отношении Смольного к петербургскому бизнесу мы уже говорили.

К сожалению, налоговые льготы, которые уже приняты и действуют для предприятий, работающих в IT-технологиях на упрощенной системе налогообложения, как и инвестиционный налоговый вычет для промышленных компаний, не охватывают весь спектр малого и среднего субъектов предпринимательской деятельности. Небольшим предприятиям, повторюсь, нужны площадки для старта.

– Как вы считаете, в чём заключается сегодня ключевая мера поддержки бизнеса?

– Как я уже говорил выше, наиболее действенной мерой предприниматели назвали отмену проверок. Примечательно, что есть поручение Генерального прокурора руководителям надзорного ведомства на местах – контролировать этот процесс и не допускать подмену проверки различными госорганами.

Кроме того, участники опроса в качестве действенной помощи назвали снижение ставок УСН и имущественного налога в регионах.
На мой взгляд еще одной ключевой мерой поддержки можно назвать соблюдение заявленных мораториев, действующих в целях осуществления предпринимательской деятельности. Это самая реально выполнимая, я бы так сказал, в сегодняшних условиях помощь бизнесу…

Беседовал Кирилл МЕТЕЛЕВ