Победит ли коррупция городские ярмарки?

На сайте Смольного выложен для антикоррупционной экспертизы проект изменений в постановление № 1045, регламентирующий порядок размещения нестационарных торговых объектов, используемых для проведения культурно-массовых мероприятий.

Для меня лично правовой акт примечателен тем, что это первый документ такого уровня, который создан коренным образом реформированным блоком потребительского рынка. Ведь интересно, изменился ли взгляд на решение проблем предпринимателей во вновь образованном комитете в условиях утраты ранее действовавшего сдвоенного мозгового центра КРППР – Лидии Громовой (куда она нынче направила свои стопы, не известно) и Германа Шустикова (ему вроде бы прочат одну из руководящих должностей в комитете по развитию Арктики).

Оказалось, что изменилось, но не очень. Документ техничный, сроки согласований существенно сокращены, но все характерные в прошлом проблемы остались, похоже, нерешенными.

Фестивальная схема

Следует пояснить, что проект постановления создается во исполнения воли депутатов ЗакСа. А они, устав в начале 2019 года ждать от Смольного решения вопроса с так называемыми фестивалями, установили, что НТО при проведении культурно-массовых мероприятий (в т.ч. фестивалей) на землях Санкт-Петербурга должны быть включены в Схему размещения. При этом депутаты конкретно не указали, в какую именно Схему размещения должны быть включены данные НТО при проведении фестивалей на городских землях, оставляя Смольному некоторый простор для творчества.

Но в Смольном этого то ли не поняли, то ли не захотели понять. И поступили просто: дополнили действующую Схему размещения НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, соответствующим новым разделом. Установили порядок включения НТО в этот раздел и оговорили, что данный порядок не действует для нестационарных торговых объектов, которые обеспечивают проведение ярмарок и прочих НТО.

В условиях правовой неопределенности применяемой терминологии, сразу возникает вопрос. Так как и ярмарка, и фестиваль в общем виде относятся к культурно-массовым мероприятиям, то изменится ли что-нибудь в порядке оформления НТО, если, например, Рождественскую ярмарку назвать Рождественским фестивалем, а Фестиваль мороженого – Ярмаркой мороженого? Как отличить ярмарку от фестиваля, если и там, и там присутствует культурная программа?

Да и почему нужно вводить в РГИС и проводить согласования в отношении земельного участка, на котором расположен каждый НТО? Представьте, какую работу потребуется проделать чиновникам, чтобы в кратчайшие сроки провести все необходимые мероприятия по включению в Схему, например, каждого из 100 НТО, размещаемых на один день при проведении того же Фестиваля мороженого!

Им придется оформить Схему размещения в новой редакции, а после окончания праздника тут же исключить вновь включенные НТО из Схемы размещения. Поэтому, полагаю, чиновники негласно оптимизируют процесс и поступят так же, как с оформлением НТО на Рождественской ярмарке: в Схему заранее включат 6 павильонов, а фактически разместят в соответствии с техническим заданием 60 торговых объектов.

Тут, кстати, можно поразмышлять о коррупциогенности данного порядка, посколку явно не все фактические участники будут оформлены надлежащим образом. И уже другие сотрудники Смольного будут с удовольствием их на это проверять.

А может торговцев стпросить?

Как же быть? Допустим, сотрудникам вновь образованного комитета ознакомиться с опытом проведения таких мероприятий в других регионах. Или, например, вспомнить о методических рекомендациях Минпромторга, где предлагалось не оформлять земельные отношения с каждым размещаемым на ярмарке-фестивале НТО, а решать этот вопрос путем оформления ярмарочных площадок, в пределах которых оборудовать необходимое количество торговых мест. А НТО уже располагать не на земельных участках, а на торговых местах.

А уже тогда, выполняя вышеупомянутую волю депутатов, можно и утвердить Схему размещения НТО, расположенных на торговых местах в пределах ярмарочных (фестивальных) площадок на государственной земле.

Подумайте, наконец, господа-чиновники, о малых бизнесменах и сведите к минимуму их издержки на ярмарках-фестивалях. Это позволит реально снизить коррупциогенность процесса, а, не исключено, и цены на реализуемые товары.

Кстати, оценивая коррупциогенность проекта с учетом того, что в нем при проведении культурно-массовых мероприятий предусматривается использование автолавок, необходимо, на мой взгляд, заранее согласовывать места их размещения с УГИБДД. Согласитесь, трудно представить, где они могут располагаться на фестивальных площадках при действующем запрете их размещения на проезжей части и тротуарах.

И последнее. Должностные лица Смольного не несут материальной ответственности за создаваемые правила работы малого бизнеса. И раз так, может, следует поинтересоваться у предпринимателей по поводу этих правил? Не то потом бизнесу за собственные деньги приходится полной ложкой расхлебывать результаты чиновной безответственности.

Сергей ЗАГРЕБА, государственный советник Санкт-Петербурга 2 класса