форум

Государство спасут малые?

Рост российской экономики упирается в производительность труда и углеводороды – такие безутешные выводы были на прошедшем на днях в Санкт-Петербурге III Международном форуме труда.

Главным спикером пленарного заседания выступил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Именно он озвучил болевые точки экономического роста.

И основная – Россия отстает от развитых стран Европы по производительности труда на 40 лет. Наши нынешние достижения (ВВП на человека) в этой сфере страны большой семерки показывали в 1980-е годы прошлого столетия, а по производительности в час – в 1970-е. В настоящее время средняя выработка россиянина в час составляет $23, тогда как у норвежца $76. В Турции производительность выше в полтора раза, а в США – в три. По мнению Кудрина, чтобы достичь поставленных Президентом целей, производительность должна ежегодно расти на 90-100%, а лучшие показатели роста в России – 55%.

Поставленная в 2012 году задача – достичь к 2020 году доли инновационных высокотехнологических компаний в 25%, скорее всего, выполнена не будет, так на 1 января 2019 года доля таких компаний составляла всего 7,5%. Между тем, в мае прошлого года Президент увеличил этот показатель – более чем в 2 раза, установив новую планку – 52% к 2024 году.

Глава Счетной палаты особо остановился на совокупной факторной производительности (совокупность факторов, влияющих на выпуск продукции, за исключением затрат труда и капитала), основную часть которой составляют затраты на НИОКР. Если до 2008 года этот показатель равнялся 5,5, то в период с 2009 по 2017 год упал до -0,5, тогда как затраты на труд и капитал выросли. Доля России в глобальных исследованиях составляет всего 3%. Для сравнения, в США – 50%, в Китае – 30%, во Франции – 23%.

Изменить ситуацию, по мнению Алексея Кудрина, можно только за счет кардинального изменения системы образования (большее число вузов должна иметь право обучать по собственным образовательным стандартам, внедрять индивидуальный подход к образованию, готовить специалистов под конкретные предприятия) и сокращения доли государства в экономике. Он также предлагает повысить роль регионов в социально-экономическом развитии, увеличить инвестиции в человеческий капитал и дорожное хозяйство, и активнее выходить на глобальные рынки с несырьевой продукцией.

«Не надо бояться посылать российских ребят учиться за границей, – заметил он. – Китай в начале 1990-х отправлял на обучение за рубеж 100 000 человек ежегодно, тогда возвращалась в страну, примерно, половина. Сейчас он отправляет 500 000, возвращаются 90%, потому что есть, куда приложить свои знания».

Профессор Лондонской школы экономики Кристофер Писсаридес отметил, что повысить производительность труда можно только путем создания современной инфраструктуры и развития НИОКР.

«Надо двигаться в 2-х направлениях, – дал рекомендации гость с берегов Туманного альбиона. – С одной стороны, государственные НИОКР, фундаментальные исследования, с другой – частные, которые развивает и внедряет бизнес».

Санкт-Петербург, по мнению Писсаридеса, является идеальным городом для развития технологий с развитой инфраструктурой образования и большим числом мотивированных специалистов. Именно Северная столица может вывести Россию на новый уровень развития.

Однако председатель Федерации независимых профсоюзов России Евгений Марков не разделил оптимизма других спикеров. Он заявил, что без реальных инвестиций в знания и новые технологии никакого роста производительности труда не будет. А чтобы эти инвестиции пошли, необходимо менять систему управления государством.

«У нас до сих пор управление государством 2.0, построенное на распределении углеводородов, – поделился своим мнением Марков. – При таком управлении построить индустрию 4.0 нереально. Изменили пенсионное законодательство, а к чему это приведет? Сегодня в России 776 000 безработных. А теперь к ним ежегодно будет прибавляться полтора миллиона, и через 5 лет мы будем иметь более 8 млн безработных». Выхода из сложившейся ситуации профсоюзный деятель не видит, так как замена системы государственного управления в ближайшей перспективе невозможна.

Впрочем, некоторую надежду на то, что государство определяет малый и средний бизнес в качестве одного из экономических драйверов, дало выступление заместителя Минэкономразвития РФ Петра Засельского. Он сообщил, что по просьбе участников рынка ведомство в два раза снизило минимальный порог входа для участия в программе адресной поддержки – если раньше претендовать на помощь могли предприятия с годовой выручкой от 800 млн и выше, то теперь шкала начинается с 400 млн рублей в год.

«Таким образом, адресная поддержка будет распространяться и на устойчивый малый бизнес, что позволит сделать программу более масштабной», – сообщил Петр Засельский.

Лилиана ГЛАЗОВА