Осенний марафон

Санкции со стороны Запада и ответные санкции со стороны России не могут не сказаться на отечественной экономике. Однако, по словам экспертов, вряд ли жизнь малых предпринимателей кардинально изменится в ближайшее время. Резкого падения потребительской активности осенью не прогнозируют даже радикальные пессимисты. Скорее, их прогнозы сводятся к медленному снижению уровня потребления.

Ощутимо может сократиться спрос на недвижимость и автомобили (это уже происходит). Однако предметы повседневного спроса и товары первой необходимости, в любом случае, останутся востребованными. По мнению аналитиков, падение зарплат и реальных доходов населения, жизни, напряженность в бюджетной политике, напротив, могут спровоцировать рост предпринимательской активности. Успешной или нет – отдельный разговор. Отсюда вполне обоснованные предположения, что резких перемен в этом секторе экономики пока не произойдет, впрочем ощутимо могут пострадать отдельные отрасли.

«Спад, причем серьезный, ожидает организации, которые завязаны на поставке из-за границы – в первую очередь, продуктов питания, на которые распространяется эмбарго. Чтобы найти поставщиков из других стран (если это вообще возможно) требуется время, – уверен исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков. – Даже если мы не будем брать организации, которые работают с товарами, которые попали под эмбарго, но рассмотрим те, что работают с иностранным сырьем или иностранными компонентами – из-за стабильного ослабления национальной валюты им все равно будет сложнее работать, конкурировать по цене. Остальные сферы, на мой взгляд, будут развиваться в том же ключе, что и на протяжении нескольких последних лет».

Эксперт убежден: отдельные компании, вне зависимости от своей деятельности, за счет организационных и управленческих инноваций смогут показывать хорошие результаты, особенно если предприниматели начнут искать новые пути администрирования, управления и взаимодействия.

Не слишком оптимистичные настроения переживает рынок туристических услуг. По всей видимости, владельцам маленьких турфирм-посредников в ближайшее время придется несладко – выжить на фоне краха гигантов и общего падения спроса на путешествия будет, мягко говоря, не просто.

В среде маленьких IT-компаний, входящих в различные ассоциации, наподобие «Руссофта», прогнозы тоже неблагоприятны. До недавнего времени определенная доля заказов поступала к ним со стороны западных компаний, в том числе довольно крупных. Однако тенденция последнего времени – рост государственных заказов и сокращение заказов иностранных. Эта тенденция поначалу рассматривалась как преимущество, но сегодня, в условиях бюджетной экономии, «айтишники» опасаются за свои прибыли.

Парадокс ситуации еще и в том, что немногочисленные представители малого бизнеса, специализирующиеся на высокотехнологичном производстве товаров и услуг, часто надеются на помощь государства, без которой, по их мнению, на рынке просто не выжить.

Интересно, что вопреки официальному дискурсу вряд ли изменится к лучшему жизнь российских фермеров. Эксперты высказывают мнение, что крупные сети вместо поддержки отечественных «малышей» наверняка начнут искать новых зарубежных поставщиков – на сей раз из Азии или Латинской Америки. Дело в том, что весь процесс работы сетей ориентирован на крупные партии товаров, а не на небольшие партии фермерских продуктов. И даже если государство решит дополнительно поддержать этот сектор, вряд ли этой осенью его ждет расцвет.

Нина ФРЕЙМАН, «Новости малого бизнеса», иллюстрация – http://moole.ru