С 5 ноября иностранцы без российских прав не смогут управлять маршрутками

Напомним, в мае президент России Владимир Путин подписал 92-ой федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Одно из положений закона гласит, что «юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий». При этом закон вступает в силу уже 5 ноября, а трудовые мигранты еще даже не начали процесс получения новых прав.
Так, по данным, полученным «Радио Балтика», только 360 водителей маршруток получат российские права в срок, а остальные за руль в этот день не сядут. Представитель ГИБДД Андрей Козак сообщил, что большинство транспортных компаний не предоставили документы на своих водителей в полном объеме. «Здесь все полностью зависит от работодателей, у которых работает данная категория водителей. В ГИБДД поступили заявки от транспортных предприятий общей численностью около 4 тысяч человек- кандидатов для замены национальных водительских удостоверений категории «Д» на российские. После проверки в УФМС руководители предприятий связываются с ГИБДД, назначается день сдачи экзамена и количество человек в группе», — говорит он. При этом на сегодняшний день ни один экзамен для водителей-иностранцев не назначен. «БалтИнфо» в ГИБДД заявили, что у ведомства есть техническая возможность экзаменовать столько людей, сколько потребуется. Там также уверяют, что массовая переэкзаменовка иностранцев не повлияет на сроки получения прав российскими гражданами.
В транспортных компаниях говорят, что причина того, почему мигранты не получают новы права – не в них. Так, ГУП «Пассажиравтотранс» сообщает, что у них из 3000 водителей лишь 150 не имеют водительских прав российского образца. Они прошли дополнительное обучение, списки уже составлены и направлены в ГИБДД, но дата экзамена все еще не назначена.
Сходная ситуация складывается и в ОАО «Третий парк». Заместитель директора предприятия Михаил Богданов отметил, что они также сдали списки своих работников, не имеющих водительских прав российского образца. Таких оказалось 1627 человек. «28 мая прокуратура и нам, и другим перевозчикам выслала предостережение, что с 5 ноября закон вступит в силу. И мы очень ответственно отнеслись к его выполнению», — отметил он. Еще летом в «Третьем парке» начали готовить водителей, централизованно закупили учебные пособия для пересдачи экзамена, а в сентябре приобрели оборудование, аналогичное тому, на котором сдают экзамен в ГИБДД, чтобы мигранты могли потренироваться. В ГИБДД списки приняли, водителей разбили на партии, но дата, когда первые мигранты смогут сдать на российские права, все еще не определена, на предприятии ждут сигнала из полиции. «Тем не менее, мы все-таки не совсем понимаем, как все пройдет. Дело в том, что даже если все наши водители и успеют сдать экзамен, то водительские удостоверения им до 5 ноября все равно никто не выдаст. ГИБДД сможет сделать это только после появления соответствующего постановления правительства, а оно ожидается ближе к концу ноября», — замечает Богданов.
Большинство экспертов солидарны с Богдановым в том, что основная проблема вовсе не в действиях транспортных компаний, а в отсутствии постановления правительства, поясняющего ГИБДД все последствия вступления в силу 92-го закона.
Председатель правления Ассоциации перевозчиков пассажиров Петербурга Василий Киселев считает, что 92 ФЗ – очередной пример того, как не надо принимать всеобъемлющие Федеральные законы. Киселев напомнил, что закон касается не только водителей-мигрантов, но и вообще водительских прав всех категорий и подкатегорий. «Путин подписал закон, который радикально меняет всю систему безопасности дорожного движения. При этом до сих пор не существует постановления правительства, определяющего, как именно работники ГИБДД должны переэкзаменовывать мигрантов и как будут выглядеть выданные им права», — отмечает он. Киселев напомнил, что в Петербурге — около 650 маршрутов, обслуживаемых маршрутными такси. При этом в социальных маршрутках около 50% водителей – мигранты, а на коммерческих – и вовсе 60-65%. Всего таким образом в Петербурге трудится 4,5 тысячи человек. Он честно признается, что не знает, что произойдет в городе 5 ноября, когда тысячи водителей не смогут выйти на работу. «А что, разве правительство нас не выручит? Разве они не закроют тут же своими силами все пустующие маршруты? Разве не помогут нам все эти их трамваи за 60 млн. рублей, которые закупает администрация? — иронизирует Киселев. — Я считаю, что происходящее — это законотворческое хулиганство».
Гораздо больше обнадеживает позиция экспертов Петербургского бюро транспортной информации. Там считают, что, скорее всего, панические настроения напрасны. В бюро обращают внимание на самый конец текста закона: «Абзацы тридцать девятый и сорок четвертый пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона». «Очень хочется верить, что имеются в виду именно абзацы, предполагающие запрет на работу водителей без прав российского образца. Тогда ситуация с правами для мигрантов останется прежней до мая 2014 года. Но так как абзацы в законе не пронумерованы (!!!), отсчитывать их приходится вручную, и разные эксперты и ведомства, судя по всему, имеют разное представление о том, с какой строки это следует делать. 4 из 5 опрошенных нами юристов считают более вероятным именно благоприятный вариант, с отсрочкой на год», — отмечают в бюро.

Тимофей Тумашевич,
Балтинфо,
25.10.2013 г.