Аренда болота: антология бизнес-пословиц

Это только кажется, что малый бизнес имеет бескрайнее поле для деятельности. Умные-то люди давно определили: шансы для раскрутки есть лишь в нескольких сферах. Сфера услуг и, в частности, сфера общественного питания – одна из разновидностей современного «клондайка». Конкуренция, правда, жестковата, да тот, кто с умом за дело берется и клиентом дорожит, всегда выдюжит. Главное, была бы территория, на которой этот самый бизнес развивать можно…

Например, руководству ООО «Шарм-Центр», планировавшему открытие летнего кафе, просто повезло. В ноябре 2012 года, по первому морозцу и по итогам торгов на право заключения договора аренды земельных участков, проводимых УНИ Красносельского района, достался ему кусок земли на оживленном Петергофском шоссе. Согласно договору краткосрочной аренды, заключенному уже в декабре прошлого года, земельный участок № 08-ЗК-02267, общей площадью 70 кв.м. (кадастровый номер 78:40:8501Е:1004, зона 13, участок 97) оказался в распоряжении этой фирмы на срок с 09 сентября 2012 года по 08 октября 2015 года. В связи с четко заявленной целью аренды, был выделен и сезон строительно-монтажных работ – с 01 мая по 30 сентября. Арендную плату установили в размере 53 000 рублей в месяц, и во исполнение условий договора «Шарм-Центр» сразу выложил 265 415,39 рублей. То есть за весь летний сезон 2013 года.

Но, похоже, предприниматели, доверившись государственным структурам, купили «кота в мешке». Ибо по слякотно-подмороженной петербургской осени реально оценить пригодность земли для монтажа кафе оказалось просто невозможно. Но терять времени бизнесмены не стали. Осень-зима – самое время готовиться к лету и закупать оборудование (на него бизнесмены «угрохали» 500 тыс. рублей). Но когда в мае неожиданно распогодилось и настала пора запускаться, место, назначенное в аренду, оказалось болотом.

Уж сколько поколений петербуржцев поминает основателя города, батюшку Петра Алексеевича незлым тихим словом: лучше бы в Крыму выход к морю организовал – нет, понесло его на финские болота… Впрочем, и с трясиной справиться можно: дренажные системы – не самое плохое изобретение человечества. Да вот только кто должен дренажом заниматься? В договоре аренды, подписанном ООО «Шарм-Центр», и слова не было про какие-либо условия по облагораживанию или мелиорации земельного участка № 97 арендаторами. А участок этот, как выяснилось, не просыхал даже в нынешнем прекрасном июне: его заболоченная структура никаких бизнес-иллюзий не питала.
Мало того, на пресловутой территории вросло корнями в почву поваленное дерево… Вы когда-нибудь получали согласование на спил, корчевание, распил и вывоз (так называемый «порубочный билет») хотя бы одной зеленой посадки в черте города? Инвентаризации участка, проведение экспертизы на предмет установления «ценности» породы дерева, согласование посадки новых деревьев, взамен ликвидированного... Управление садово-паркового хозяйства опирается, как минимум на двенадцать законодательных актов, касающихся озеленения и зеленых насаждений. Получение необходимого разрешения может в некоторых случаях и на полгода растянуться. Не говоря о дополнительных временных и финансовых расходах.

Вот и кинулись бизнесмены писать и заявлять о «казусе» во все инстанции: КУГИ, местную администрацию, СМИ, наконец. Уже год прошел с того момента, как участок на Петергофском поступил в аренду ООО «Шарм-Центр». Разумеется, долгий летний сезон этого года уже и аренду бы позволил «отбить» и добрым словом чиновников вспомнить. Да вот шансов на добрые слова должностные лица не дают: мол, ваша аренда, ваша земля, ваш бизнес – вы и разбирайтесь, говорят. А убытки ваши – не наше дело.

К ситуации этой вспоминается вот какая история. Несколько лет назад один новорожденный театр из негосударственных искал себе место под солнцем. Нашлись хорошие люди среди чиновников – похлопотали, чтобы театру дали от города в центре подвал в аренду. О чем еще мечтать? Театрик въехал… Сначала недовольство выказали жильцы верхней квартиры: то ли лицедейство – больно шумное дело, то ли шумоизоляции никакой нет и в помине. Потом недовольны театриком оказались надзирающие органы – пожарники и иже с ними. Выяснилось вдруг, что подвал-то этот никак для творческих целей не подходит, а, следовательно, нарушений всевозможных нашлось предостаточно: театрику выкатили штрафы, обвиняли во всех смертных грехах, закрыли помещение и вызвали на суд. А что такое простой для зарабатывающего только спектаклями заведения – смерть, и творческая и финансовая. Хорошо свои же театральные люди отстояли коллег, денег на штрафы насобирали, приютили их под другой крышей…

К чему бишь это я? Да к тому, что в обоих случаях – и на Петергофском шоссе, и в центре города договоры на аренду составляли структуры государственные, отвечающие за имущество казенное. И не знать о состоянии этого имущества (по высокой идее и высоким моральным принципам, им явно неведомым) чиновники даже права не имели. Не напоминает ли это классическую историю о мертвых душах? Только тут речь о мертвом или «убитом» имуществе, которое реально в дело не пустишь, а в аренду запросто отдашь. И налицо далеко не единичные конфликты, разгорающиеся в городе из-за недобросовестного исполнения кем-то гособязанностей. Так тихой сапой вместо помощи, выходит, предпринимателям только рогатки и препоны на пути выставляются. Яму, словом, бизнесу роют. А лучше бы мелиоративную канаву прорыли на Петергофском шоссе.

Дмитрий ВОЛЬСКИЙ, «Новости малого бизнеса»