Свои люди, сторгуемся

Взятки под контролем

Со времен губернатора Яковлева раздача участков под некапитальные строения мелкорозничной торговли была отдана на откуп районам. Для районных комиссий, которые выбирали кандидатов на участки, это было безусловное благо. Но в Смольном посчитали, что столь «взяткоемкий» процесс должен быть взят под контроль.
В январе 2010 года в Петербурге вступил в силу закон «О предоставлении земельных участков для размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка». Теперь все договоры аренды должны были заключаться только по результатам открытых торгов Фонда имущества в форме аукциона или конкурса.
В теории прописанные процедуры были прозрачны и понятны. Адресная программа могла корректироваться не только чиновниками, но и по заявкам граждан и малого бизнеса. На этом прозрачность, увы, закончилась.
Над адресной программой работали год. В нее вошло более 4,5 тысяч адресов. Самыми «вкусными» оказались 159 участков — они уже были объектами торговли, не требовали издержек на разрешительную документацию и были свободны для аренды.
Право на 10-летнюю аренду этих участков должно было быть продано на открытых торгах в декабре 2010 года. Но тут разразился скандал. Дело в том, что Фонд имущества выставил все участки в рамках пяти лотов. Небогатые представители малого бизнеса резонно возмутились — крупные лоты могли себе позволить только большие сетевые компании.
В КУГИ оправдывались, что так легче отследить, как арендатор исполняет свои обязательства, но вынуждены были пойти на попятную и установить систему «один лот — один участок». По этой схеме сосредоточить в руках нескольких компаний свободные участки стало сложно. Но безвыходных ситуаций не бывает. Петербургское (да и не только) законодательство таково, что, если хорошо порыться, в нем можно найти обходные пути.
В законе №?447-113 «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством» юристы нашли пункт, который позволяет вообще без торгов выделять участки. Все, что требуется от предпринимателя, — заключить с правительством Петербурга договор, направленный на «социально-экономическое развитие города».
Расплывчатость формулировки позволяет заключать договоры только с «нужными» фирмами и без всяких торгов передавать им землю.

Чтоб неповадно было спрашивать

В распоряжении «Новой» появилась информация, что правительство города якобы заключило договоры с теми, кто заранее был определен как счастливый обладатель участков под торговлю. И что часть этих фирм якобы опосредованно связана с начальником аппарата губернатора Виктором Панкевичем.
У «Новой», само собой, возникли вопросы. Первый: какова судьба несостоявшегося аукциона и кому достались злосчастные лоты? Второй: что это за договоры, направленные на социально-экономическое развитие Петербурга, где в законодательстве дано их определение, и главное — с кем эти договора заключали? Первый вопрос мы адресовали главе КУГИ Дмитрию Куракину, второй — председателю КЭРППиТ Евгению Елину.
В своем ответе Куракин сослался на тьму документов — на распоряжения, регламенты, постановления, законы — городские и федеральные, на Гражданский кодекс и т. д. и т. п. И все это с датами, номерами, литерами, названиями, статьями, пунктами и подпунктами. Одних перечислений — больше двух страниц. Чтоб неповадно было спрашивать.
Сухой остаток таков: «В настоящее время на часть земельных участков… заключены договоры аренды… Дополнительно сообщаю, что полные сведения о заявках… не могут быть вам предоставлены в связи с обязанностью комитета создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации».
Получается, что участки раздали, но кому — не скажем. А как же положение закона «О предоставлении земельных участков…» о том, что все договоры аренды должны заключаться только по результатам открытых торгов?
Ответ господина Елина не только озадачил, но и развеселил. Оказывается, «действующее законодательство не содержит легального определения договора, направленного на социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга». То есть любую бумажку, составленную в произвольной форме, можно назвать таким договором.
А далее нас послали читать Программу социально-экономического развития Петербурга, для достижения главной цели которой необходимо «повышение уровня благосостояния, рождаемости, продолжительности жизни населения… улучшение условий жизни населения Санкт-Петербурга».
Судя по программе, совершенно не обязательно быть гигантом бизнеса — Газпромом, ТГК и пр., чтобы внести посильный вклад. Владелец отдельно взятого ларька, например, вполне может повысить уровень не только рождаемости, но и благосостояния.
Что же до заключенных договоров, то «все договоры, направленные на социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга… находятся на хранении в секретариате канцелярии губернатора Санкт-Петербурга». Круг замкнулся.
По совету господина Елина мы подготовили запрос в канцелярию губернатора, но послать не смогли — выяснилось, что канцелярию расформировали еще до прихода в Смольный Валентины Матвиенко.
Пришлось написать запрос в аппарат губернатора. Который, кстати, возглавляет Виктор Панкевич. Ждем ответа.

О ситуации с законом № 447-113, позволяющим предоставлять земельные участки без торгов тем, кто сумел «договориться» со Смольным, осведомлен глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. По его словам, ничего подобного нет в других регионах. Закон в этой части не выдерживает никакой критики и должен быть отменен, на чем будет жестко настаивать ФАС. Проблемой будет заниматься ее территориальное управление по Санкт-Петербургу во главе с Олегом Коломийченко.

Татьяна Писарева,
«Новая газета», N83, 14-16 ноября 2011 года