Понаехали в Петербург…

Более 300 художников из 15 стран и 45 городов России собрались в Северной столице на масштабное арт-событие под названием «Понаехали».

Погода в день открытия выставки не сулила ничего хорошего, с самого утра моросил традиционный питерский дождь, а порывы холодного ветра напрочь отбивали желание ехать куда-либо после работы, и уж тем более в такую даль как Экспофорум. Но любопытство пересилило лень, ведь организаторы обещали что-то особенное…

Первое, что бросилось в глаза – большое количество мольбертов с картинами в холле и несколько инсталляций, которые можно охарактеризовать простым и емким словом: эклектика. Тут же, на раздвижных столиках, уютно расположились кувшины с вином и разная снедь. Впрочем, как выяснилось чуть позже, банкету в честь открытия устроители придали не меньшее значение, чем самой выставке.

С легким замиранием сердца от предвкушения встречи с прекрасным, захожу на площадку. Сюда приехали художники из 45 городов России – от Москвы до Улан-Удэ, и 15 стран, среди которых не только ближнее, но и дальнее зарубежье. Центральный свет еще не включили, до официального открытия еще больше часа, но в этом есть своя прелесть: можно спокойно пройтись по залу и пообщаться с мастерами.

Ловлю себя на мысли, что с лица не сползает улыбка: выставка похожа на театральное шоу, где актеры перед началом спектакля наносят грим и надевают костюмы. Реквизит тоже готов: огромные красные кубы по центру зала, большой самолет из картона тоже красного цвета, на каждом из стендов указатель, откуда именно понаехал художник.

А еще разбросанные по всему пространству зоны кейтеринга: помимо традиционных мармитов и столиков, глаз неожиданно выхватывает из полумрака настоящую ванну на ажурных ножках, а в ней огромное количество одноразовых стаканчиков с красной икрой, искусственно выращенной, как отметили позже гости, но вполне съедобной. Рядом очаровательная тетенька в переднике с накладными косами и румянцем, как от натертой свеклы, деловито режет черный хлебушек, приятной горкой лежит порезанное кусочками сало и призывно подмигивает пузатым бочком бутыль самогона.

Продолжаю бродить по выставке. Уже даже не удивляюсь, когда натыкаюсь на стол с жигулевским и селедкой; следующий натюрморт – «оващи с агарода»: именно так, а еще «агурцы», «памидоры» и «ридис».

Практически заставляю себя переключиться на, собственно саму выставку и вдруг кто-то задорно кричит в микрофон: «Товарищи художники, собираемся на центральной дорожке. Товарищи художники, где вы? Прошу собраться на центральной дорожке! Художники, ау!!! Кто не знает, где центральная дорожка?»

Я не художник, я подсматривающий зритель, который неожиданно попал за кулисы и теперь с восторгом подмечает то, что не увидят остальные. Конечно, я тоже бегу на центральную дорожку. Все собрались, и ведущий объясняет, кто и где должен стоять, как по залу будет ходить оркестр (этих забавных ребят в красных шляпах я встретила еще на входе), как полетит над головами тот самый красный картонный самолет…

Не знаю, какими словами описать саму выставку, мне даже слегка неловко от того, что я не умею жонглировать художественными терминами, как заправский критик. Я не могу с видом знатока описать новые техники, применяемые в написании той или иной картины, и гротескное изображение «пятой точки» у тетеньки, смотрящейся в зеркало, вызывает у меня скорее улыбку, а не восхищение художественным замыслом.

Зато долго стою у стенда с миниатюрами мастеров из Улан-Удэ, и не могу удержаться, чтобы не пройтись ладонью по бронзовому быку, который пугает своей стоимостью; и точно знаю, что хотела бы иметь в своем доме слона, который нарисован будто на гофрированной бумаге едва уловимыми мазками.

Выставку открыли ровно в 22.00, как и обещали. Народу оказалось много, несмотря на погоду и поздний вечер. Конечно, художники слегка смущались и с трепетом, как дети, показывали свои работы. Играл оркестр, было как-то по-настоящему тепло и от души, глаз не раздражали даже те, кого принято считать профессиональными тусовщиками, посещающими мероприятия только ради фуршета.

Спасибо вам, понаехавшие!

Дарья КОНДРАТЬЕВА, фото автора