Футбол «съел» туристический поток

Отельеры фиксируют спад интереса туристов к Петербургу: часть номеров накануне футбольных баталий пустуют. Иностранных гостей в Северную столицу скорее не заманил, а отпугнул Кубок конфедераций. Россияне же соскучились по заграничному солнцу и сервису. А Смольный по-прежнему делает ставку на ЧМ-2018.

Полное разочарование. С таким настроением проходит работа гостиниц и отелей в Северной столице накануне международного футбольного турнира.

Своим впечатлением с «Новостями малого бизнеса» поделился владелец и управляющий отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. Его компания – обладатель сертификата FIFA на размещение гостей Кубка конфедераций. Однако преференции не помогли: в Петербург приехали лишь 30 % болельщиков от планируемого объема, говорит он.

«На моем отеле перед входом висит дорожный знак FIFA. Но, понимаете, нет никакой разницы – есть он или его нет. Эффект от Кубка конфедераций пока нулевой, – утверждает предприниматель. – Те 30 %, которые приехали, селятся в гостиницы недалеко от стадиона. Ажиотажа мы не видим. Ситуация напоминает прошлогодний Чемпионат мира по хоккею, прошедший абсолютно тихо».

По данным сайта booking.com в ночь с 17 на 18 июня, перед матчем Россия – Новая Зеландия, в Петербурге пока забронировано 76 % мест в гостиницах и хостелах от общего числа. Всего город способен дать ночлег 33 тысячам человек. Пока под завязку забиты одно- и пятизвездочные отели. Самый дорогой номер стоит 599 тысяч рублей в отеле на Вознесенском проспекте (осталось два номера), а самый дешевый – 700 рублей в хостеле на Пушкинской (остался один номер). Меньше всего мест и кроватей забронировано в трехзведочных отелях и хостелах «без звезд».

Эксперт считает, что такая ситуация сложилась из-за переоценки международных событий. Укрепление рубля также не сыграло на руку гостиничной сфере: россияне предпочитают выезжать на отдых за границу, иностранцы решили в этом году применить евро и доллары в других краях. Его слова подтверждают, например, данные Статистического центра Финляндии: количество российских постояльцев там за последние месяцы на 36 % превысили показатели 2016 года.

«В ожидании Кубка конфедераций многие гостиницы Петербурга не предоставляли цены и лотманы (блоки мест). Думали, что болельщики заполнят все места. Но этого не случилось, вот они очень сильно пострадали. Мы заранее решили, что дело того не стоит – успели заменить болельщиков на туристические группы. Поэтому не пострадали. Все немного подняли цены – за счет этого и держимся», – говорит Юнис Теймурханлы.

Аналогичные мысли озвучила руководитель Межрегионального объединения развития индустрии Хостелов Яна Окунева. По ее словам, в нынешний сезон прежде всего пострадали мини-отели и хостелы, оставшиеся без звезд.

«Решающую роль, я думаю, сыграла классификация малых средств размещения («звезды» присуждают по требованию министерства культуры РФ – прим.ред.). Видимо, люди смотрят на качество предоставления услуг, лишь затем оценивая цены», – констатировала она, уточнив, что оценку минкульта успели получить около 75 % петербургских мини-отелей и хостелов.

Противоположного настроения придерживается глава комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев. В разговоре с корреспондентом «Новостей малого бизнеса» он оценил загрузку петербургских отелей (от 3 до 5 звезд) на 89 %.

«Результатом мы без сомнения довольны. Цифры в апреле по туристическому потоку лучше, чем мае 2016-ого. Например, на 26 % вырос пассажиропоток в Пулково. Отельеры сами виноваты, что недогрузили свои отели. Ожидания и цены у них были неоправданно завышены. Конечно, они ожидали 120 %, а оказалось значительно меньше», – заключил чиновник.

По его прогнозу, после проведения Кубка конфедераций туристические группы в Северной столице количественно прибавят на 15-20 % в течение пяти лет. «Но может оказаться и наоборот. Приедут к нам туристы не ради футбола, оказавшись в неприятной для себя среде: загруженный транспорт и гостиницы. И турпороток снизится», – не исключает Мушкарев.

Впрочем, город продолжит наращивать гостиничные силы: до мундиаля Петербург пополнится десятью отелями на 2,5 тыс. номеров. Юнис Теймурханлы согласен, что ЧМ-2018 привлечет больше гостей, чем в 2017-м. Но реализовать номера получится лишь на 50 %. «По всему миру интерес к этому турниру падает. Мы пока просто этого не понимаем», – заключает он.

Коммерсант планирует и в следующем году сделать акцент на «культурных» туристических группах.

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ