Кирилл Соловейчик

Бить малых с оглядкой на Путина

Под предстоящее уничтожение киосков на петербургских улицах Кирилл Соловейчик обзавелся весомым аргументом – мол, «об этом говорил президент». И ведь не поспоришь, не то внесут в нехороший список…

Согласно модному тренду, реализовать городскую программу по установке 401 киоска планируется с помощью заключённых – ФСИН будет производить в колониях торговые конструкции по заказу КПИИТ, которые чиновники затем собираются сдавать в аренду предпринимателям.

Сославшись на поручения главы государства 2019 года. Кирилл Соловейчик так прямо и заявляет: «Механизм торговых, а не земельных, отношений проще, и он также решает вопросы для населения с доступностью печатной продукции, о чём говорил президент».

Пожалуй, обратимся к первоисточнику, на который убедительно ссылается чиновник. По итогам встречи с руководителями российских печатных СМИ Владимир Путин действительно утвердил перечень поручений, о чём 25 сентября 2019 года была размещена информация на официальном сайте Кремля.

Речь в них идёт о поддержке функционирования газетно-журнальных киосков – чтобы количества таких точек в регионах хватало, и сопутствующая продукция в них продавалась, вплоть до бакалеи, и площади самих НТО соответствующего профиля увеличились. Ответственным был назначен премьер Дмитрий Медведев, срок исполнения определён – 1 ноября 2019 года. Что там у нас на календаре сейчас?

Неважно, что за три года страна погрузилась в другую реальность, а малый бизнес поменял ориентацию: если раньше предпринимателей волновали вопросы развития своего дела, то теперь – выживания. Так или иначе, поручения президента в Санкт-Петербурге за десятки прошедших месяцев не исполнены.

И вдруг опираясь ещё на более странный аргумент – программу установки «государственных» НТО, реализованную несколько лет назад в Москве, ведомство Соловейчика решило: в это славное время городу вполне по силам разориться на 700 млн рублей.

Если прикинуть хвост к носу

Заметим, помимо прямых расходов по программе надо учитывать падение поступлений в бюджет как от аренды земельных участков на период установки новой сети ларьков, так и налоговых поступлений от торговой деятельности тех предпринимателей, которые сейчас работают на городских улицах.

Экономическая целесообразность реализации городской программы, если поразмыслить, вообще вызывает большие вопросы. По крайней мере, в условиях дефицитного бюджета. Буквально вчера, 23 ноября, городской парламент принял главный финансовый документ Санкт-Петербурга на ближайшие три года. Запланированный дефицит – 146,8 млрд рублей.

Смольный утверждает, что бюджет сохранит свою социальную ориентированность на поддержку горожан, в том числе и прямые денежные выплаты. По словам губернатора Александра Беглова, произнесённым год назад в ходе рабочего совещания по вопросу выполнения госпрограммы «Развитие предпринимательства и потребительского рынка», в сфере малого бизнеса трудятся 45% всего работающего населения города, из них 600 тыс. человек – в торговле. Что касается вклада субъектов малого предпринимательства в бюджет региона, то эта доля составляет 33% от общего числа поступлений.

Легко предположить, что преобразование сложившейся структуры уличной торговли, условно скажем, от «частной» к «государственной», не приведёт к росту экономических показателей, а увеличит и без того немалый дефицит городского бюджета. Когда прошлой осенью Кирилл Соловейчик впервые заикнулся с трибуны Законодательного собрания о своём перспективном замысле, «Новости малого бизнеса» проанализировали, с какими сложностями подобный проект уже столкнулся в Москве.

В столице реформа замена «частных» киосков на «государственные» сказалась тем, что 25% установленных за бюджетный счёт конструкций не удалось сдать предпринимателям в аренду. Как объясняли представители бизнеса, их не устраивала локация, выбор вида деятельности и конфигурация оборудования.

А вот ещё – КПИИТ уже публично объявил, что каждый киоск вместе с расходами на подключение к электросетям обойдётся бюджету в 1,75 млн рублей. Возможно, москвичей такие цифры не пугают, но в Северной столице даже самые стильные и «упакованные» НТО можно приобрести у производителей в два раза дешевле. В чей карман, в таком случае, откатится очень немаленькая сумма?

Унизить невниманием

На недавно прошедших Публичных слушаниях Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге отдуваться за феерическую идею председателя КПИИТ кому только не пришлось – и его подчинённым, и представителям других ведомств. Сам Соловейчик вниманием высокое собрание не почтил – у куратора городских предпринимателей нашлись дела поважнее.

Запись на его личной странице в соцсети ВК, сделанная вечером 12 ноября, поясняет: «По приглашению моего друга Министра промышленности Республики Дагестан Низама Халилова посетил несколько заводов. Наши предприятия объединяют тесные связи: например, судостроение Санкт-Петербурга потребляет стеклоткань, основа которой создаётся в Дагестане».

Тем временем, задумка с уничтожением предпринимательства на петербургских улицах носит со стороны КППИТ, похоже, системный характер. Например, 12 марта Правительство РФ приняло постановление №353, где предусматривается возможность продления без торгов договоров на размещение НТО сроком на 7 лет. А субъектам федерации даже предоставили право установить ещё более длительные сроки продления.

Однако в Санкт-Петербурге действуют либо срок продления на год, либо договоры аренды на неопределённом сроке. В первом случае, киоск можно снести за пару мелких предупреждений – даже за уличный мусор вокруг точки, что не всегда под силу отследить предпринимателю в шумном мегаполисе. Во втором – бизнесмен заранее поставлен в условие вечно зависимого от «капризной петербургской погоды».

Как заметил в ходе недавних Публичных слушаний председатель Совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков о продлении договоров на размещение НТО, «нам говорят (чиновники), что у нас (предпринимателей) будет один год и в семь раз хуже, чем предложило федеральное правительство». Рассуждения Меньшикова звучат более чем логично: «Почему петербургские предприниматели ставятся в худшие условия, чем предприниматели почти всех регионов страны? Смоленск решил, что будет продлевать договоры на размещение НТО на 6 лет и 11 месяцев. Нас устроит даже 6 лет 10 месяцев!».

Действительно, а почему? Почему киоски в Северной столице постепенно прячутся подальше от потребительских потоков, что в корне противоречит самой идее предпринимательства? Не потому ли, что из Схемы размещения НТО исключаются земельные участки на основных магистралях, и перечень таких магистралей кардинально увеличивается? В Москве, например, их – 23, а в Санкт-Петербурге – 184…

Почему площадь каждого из 401 киоска инициированной Соловейчиком городской программы составляет 15 кв.м? Ведь существующие в городе типовые точки продажи газет в два раза скромнее по своим размерам. Или же в этих новых конструкциях, с предполагаемой арендной ставкой 50 тыс. рублей в месяц, должны торговать, вопреки поручениям Владимира Путина, в основном фруктами-овощами-колбасой?

Во-первых, столько свободных мест для размещения «государственных» 15-метровых конструкций на городских улицах нет. Во-вторых, на Публичных слушаниях чиновники не исключили: программа «государственных» НТО распространяется как на совсем новые места, так и на свободные места из существующей Схемы размещения, а также на места, которые освободятся вследствие расторжения отношений с недобросовестными коммерческими арендаторами (бросил подросток обёртку от мороженого у киоска – раз замечание, поставил пустую бутылку из-под воды в жаркий день – второе, вот и вылезла недобросовестность, например).

Разве, замышляя городскую программу, КППИТ во главе с председателем Соловейчиком не хотел создать собственную подконтрольную торговую сеть, вытеснив предпринимателей с насиженных мест?

«Тысяча копий сломано по поводу появления печатных НТО за счёт бюджета, – говорит Владимир Меньшиков. – Есть мнение, что в Москве это был не очень позитивный проект. Насколько мне известно, на следующий год в бюджете российской столицы, мы все понимаем, какой там бюджет и что могут себе позволить, денег на продолжение программы не заложено».

А общее отношение петербургской власти к малому бизнесу предельно чётко сформулировал генеральный директор ООО «Икар» Олег Ванюков: «В сложившихся сегодня условиях просто неприемлемо решать такое количество вопросов годами. Мне кажется, нам нужна новая экономическая политика. НЭП был не настолько плох в те времена – наверное, мы это должны сделать в новом формате. Нам нужны новые управленцы».

Соловейчик умён…

Это признают практически все представители бизнеса, которым довелось неоднократно общаться с чиновником. Не случайно же его приход на должность председателя КППИТ сопровождался массой доброжелательных отзывов в СМИ.

Постепенно к предпринимателям пришло разочарование – за три года государственной карьеры, на которые пришлись и пандемия, и военная спецоперация на Украине, Кирилл Соловейчик, похоже, практически утратил первоначальный вотум доверия. А городская программа по установке 401 киоска грозит рассорить чиновника с наиболее радикальной частью малого бизнеса – представителями мелкорозничной торговли. Однако Соловейчик известен тем, что старается всё делать со смыслом…

Обращаясь к анналам истории, можно между делом вспомнить о том, что сам председатель КПИИТ давно и с успехом преобразовал историческую площадку производственного объединения «Ленполиграфмаш» в современный технопарк. Значительные площади промышленного предприятия на Петроградской стороне сдаются в аренду, что приносит стабильный доход.

Вскоре после того, как Кирилл Соловейчик стал председателем КПИИТ, пустующие помещения «Ленполиграфмаша» на проспекте Медиков заполнились бюджетными организациями. Арендная ставка для них оказалась сопоставима с предложениями других коммерческих арендодателей. При этом АНО «Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта» или СПб ГБУ «Центр поддержки и развития предпринимательства» находятся под прямым кураторством КППИТ.

За две недели до своего перехода на государственную службу Соловейчик передал свои активы в доверительное управление, но сохранил, как закреплено нормой действующего законодательства РФ, право получать доход от владения акциями в виде выплаты дивидендов. Иными словами, стал потенциальным выгодоприобретателем от сдачи в аренду площадей «Ленполиграфмаша» подведомственным учреждениям КППИТ.

Более того, он дальновидно сохранил возможность извлекать этот доход после отставки с занимаемого поста, которая рано или поздно последует. Так что арендный механизм прочно встроен в личную судьбу чиновника – опять же: нет ничего проще, чем выставить арендатора вон, в случае, когда тот становится не слишком сговорчив.

Причина, по которой надзорное ведомство пока не устроило проверку на предмет возможного конфликта интересов, наверное в том, что поначалу у Кирилла Соловейчика была «крыша» в лице влиятельного вице-губернатора Евгения Елина. Затем контроль над деятельностью КПИИТ перешёл в правительстве Санкт-Петербурга к Максиму Соколову, занимавшемуся, что было ему ближе, транспортной инфраструктурой. А когда профильным вице-губернатором назначили в июле 2022 года Кирилла Полякова, то запахло частичной мобилизацией и перенастройкой производств для нужд фронта.

По всей вероятности, городская программа по установке «государственных» НТО, которая переводит сотни объектов из-под ведения КИО в прямую зависимость от КППИТ, тоже имеет свои резоны. Это хороший актив для человека, который понимает толк в аренде. И умеет к месту сослаться на президента…

Игорь ГРОМОВ