Кому оставить бизнес?

Пожалуй, самым полезным мероприятием XVIII Форума субъектов малого и среднего предпринимательства стал круглый стол «План «Б» для Вашего бизнеса: модели бизнес-трансфера и наследственное планирование для МСП».

Бизнес в России молодой, ему едва перевалило за 30. А потому владельцы небольших, зачастую семейных компаний не задумываются о перспективах своего дела: позволяет зарабатывать на жизнь здесь и сейчас, и ладно. Между тем, к наследованию бизнеса стоит готовиться заранее, советуют спикеры круглого стола: модератор, генеральный директор Санкт-Петербургского Фонда развития бизнеса Максим Баланёв, генеральный директор «3В Консалтинг» Виктор Вяткин, стратегический партнер ГК КИДБУРГ, коммерческий директор CIS Education Group Надежда Малешко, управляющий партнер Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «Ивановы и партнеры» Ксения Иванова.

По информации Максима Баланёва, в России 55% собственников управляют своими компаниями, а 70% из них планируют передать их детям. При этом 80% детей уверены, что компания родителей достанется им, утверждает Надежда Малешко. А Ксения Иванова – третье поколение в своем бизнесе – уверена, что процессом передачи дела наследникам следует заниматься еще при жизни.

Такого же мнения придерживается и Виктор Вяткин, который столкнулся с ситуацией, когда «владелец бизнеса внезапно скончался и компанию настиг шторм». Тогда долю семьи выкупил партнер умершего совсем не за те деньги, которых она стоила.

Важно обеспечить непрерывность деятельности компании

Уже в тот период, будучи наемным работником, он понял, что обеспечение непрерывности деятельности компании – одна из важнейших задач. По словам Вяткина, план преемственности бизнеса в настоящее время имеет только 6% компаний. Он привел в пример предприятие с 6-миллиардным оборотом, в котором все бумаги подписывал исключительно владелец, так как считал, что только он способен обеспечить контроль платежей.

Виктор Вяткин уверен, что собственник любой компании должен как можно раньше ответить на вопросы: Кто подпишет документы в случае непредвиденных обстоятельств с ним самим (например, попал в больницу)? Стоит ли оформлять доверенность и на кого? Кому будут подчиняться сотрудники? На кого ляжет ответственность по принятию решений? Кто выступит переговорщиком и успокоит контрагентов? Кто договорится с кредиторами, если трехмесячная просрочка оплаты кредита на сумму от 300 000 руб. позволяет банку обратиться в суд?

«Полугодовое отсутствие владельца в связи с заболеванием привело компанию к банкротству, – утверждает он. – Нужен не просто план действий на случай непредвиденных обстоятельств, но и знакомство с ним ключевых руководителей. Более того, план следует опробовать на практике, насколько эффективно он работает».

Бизнес-консультант также советует нанимать руководителя (директора) и создавать корпоративное управление с распределением стратегических и операционных полномочий между менеджерами отдельных направлений, что вполне защитит бизнес при временном отсутствии собственника. Управленческая отчетность должна опираться на внутренний контроль (подчинение акционеру), что делает систему прозрачной, создает атмосферу доверия в коллективе. Если бизнес не самый маленький, то хорошо бы иметь при нем неформальный консультативный совет из экспертов.

Вводить в бизнес с младых ногтей

Далее стоит задача трансфера компании следующему поколению. По мнению Виктора Вяткина, большинство наследников все же хотят получить бизнес родителей, а вот передать дело всей жизни подрастающему поколению те не всегда готовы. В России это только 20% владельцев бизнеса, в мире – 73%.

Привлекают детей к работе на собственном предприятии 25% россиян и 69% в остальном мире, иными словами, разрыв составляет -5% в России и +4% в мире. То есть в нашей стране даже если дети работают в бизнесе родителей, это вовсе не означает, что они получат его в наследство.

Для того, чтобы наследование состоялось, нужен диалог между поколениями, уверен эксперт. Для этого следует регулярно обсуждать с детьми развитие бизнеса, и лучше начинать, когда они еще учатся в школе.

Регионы Балтийского моря помогут

Максим Баланёв, в свою очередь, рассказал о программе «ИНТЕРРЕГ Региона Балтийского моря (Interreg Baltic Sea Region)», в которой принимают участие 9 стран: Германия, Дания, Польша, Швеция, Финляндия, Литва, Эстония, Латвия и Россия.

Цели проекта:

– укрепление институционального потенциала организаций поддержки,
– поддержка трансфера бизнеса МСП в рамках политики органов власти,
– повышение уровня компетенции предпринимателей
– увеличение числа компетентных преемников,
– улучшение доступа к финансированию,
– содействие передаче бизнеса и обеспечения устойчивого продолжения реализованных мер.

Баланёв представил модели бизнес-трансфера: передача бизнеса членам семьи, в управление одному или нескольким менеджерам со стороны, менеджменту компании, сотрудникам компании, продажа другой компании, смешанная модель. Сообщил о ближайших планах: в феврале состоится диалог представителей МСП и инфраструктуры поддержки, а также проведут консультации по инновационной модели бизнес-трансфера. И пригласил обращаться за консультациями на сайт Фонда развития бизнеса: http://www.fbd.spb.ru.

«В течение следующих 10 лет ежегодно в ЕС более 500 000 компаний с 2 млн рабочих мест должны пройти через трансфер бизнеса, – сообщил он. – При этом 90% всех бизнес-трансферов происходят при ограниченных ресурсах в сегменте МСП и только 70% успешны».

В заключение Ксения Иванова раскрыла юридические нюансы трансфера бизнеса и подчеркнула, что передавать его лучше при жизни владельца, либо при наличии брачного договора, так как при наследовании имущества бывают разные нюансы, от которых не всегда спасает даже завещание.

Лилиана ГЛАЗОВА