Ваши пальцы пахнут импортом

Пока же интерес рынка к российским маркам показали полупустые коридоры Центра импортозамещения и локализации, где с 28 июня по 1 июля проходила неделя легкой промышленности и дней Ивановской области, которая теперь известна еще и хлопчатобумажными тканями.

Легкая промышленность занимает 1,4% в экономике Санкт-Петербурга. В переводе на рубли это около 30 миллиардов – ровно на такую сумму вырабатывают петербургские производители, которые сегодня просят концептуальной, а также моральной и материальной поддержки у государства. Впрочем, если региональный производитель тканей – Ивановская область, договорится о сотрудничестве с коллегами из Северной столицы, показатели обоих субъектов выйдут на принципиально новый уровень.

Эту информацию озвучил вице-губернатор Сергей Мовчан. В начале недели вместе с руководителем представительства правительства Ивановской области в Москве Олегом Пташкиным он осмотрел выставочные стенды в Ленэкспо, чтобы понять предложения рынка.

Оказалось, что петербургские производители в основном предлагают хорошо знакомые модели из импортного сырья. К слову, многие из них не смогли сформулировать конкурентоспособное преимущество своих изделий перед зарубежными, объяснив корреспонденту «Новостей малого бизнеса», что использование европейских тканей и есть такое преимущество.

Познакомившись с производителями одежды, Сергей Мовчан подошел к стенду с кепками.

«Нет, я такую не ношу, а вот вам в самый раз, – сказал Сергей Николаевич и напялил головной убор на гостя из города невест.
Очевидно, предвидя, что Центр импортозамещения опустеет сразу же после отбытия чиновников, просто так их решили не отпускать. Сергея Мовчана уговорили примерить кепку Шерлока Холмса, и в итоге вице-губернатор купил первую, за полторы тысячи рублей – в подарок Пташкину.

Сегодня на территории Ивановской области работает более 1500 малых предприятий текстильной и легкой промышленности, а региональный внешний оборот за 2015 год составил 488 млн рублей.

«В регионе производят четыре из каждых пяти метров хлопчатобумажных тканей России. Одна из наших приоритетных задач – строительство комплекса по производству ПЭТФ текстильного назначения для замещения импортного сырья», – рассказал Олег Пташкин на пленарном заседании и объяснил, как отвадить отечественный легпром от европейских тканей.

Оказалось, что за последние два года области удалось увеличить производство благодаря сотрудничеству с итальянским производителем Стиллини – тот открыл у ивановцев свою площадку. Таким образом, от идеологически чуждых изделий в регионе решили отказаться, но только наполовину.

«Теперь нет необходимости закупать товар за рубежом, ведь он производится в России, – подытожил Пташкин. – Сегодня итальянские партнеры думают закрыть завод в Италии и перебраться к нам. Ведь в ЕС на тысячу евро зарплаты предпринимателям приходится платить две тысячи евро налогов. Поэтому им выгоднее развивать бизнес в России, чем в Европе».

Ориентацию на зарубежную продукцию среди производителей подтвердил и первый заместитель председателя КРППР Александр Герман, а председатель комитета по текстильной и легкой промышленности петербургского отделения «Деловой России» Виктория Тишина озвучила программу скорой помощи, которая необходима для рождения конкурентоспособной продукции:
«Прежде всего, это бесплатные рекламные площади, участие в бизнес-миссиях, организация бесплатных стажировок. Почему-то сегодня мы оказались отодвинуты на второй план, хотя именно производители организуют рабочие места. Мы можем выпускать качественную и востребованную продукцию, но без помощи представителей власти это невозможно».

Между тем, на протяжении всей тематической недели в Центре импортозамещения аншлага не наблюдалось.

Как признался один из предпринимателей, многие участники ожидали большего количества гостей. Уже на третий день корреспонденту «Новостей малого бизнеса» не удалось обнаружить представителей на стенде Ивановской области. Да и половина петербургских участников собралась и уехала, не дожидаясь окончания недели.

«Мы работаем здесь три дня, но не продали ни одной вещи, а некоторые наши коллеги уже вчера закрылись, – рассказала Анастасия Овчаренко из компании «Петербургский стиль», который делает форму для школьников. – В целом, ожидания были немного иными. Конечно, порадовал показ мод. Но, во-первых, надо было прорекламировать мероприятие, рассказать людям, что сюда можно приходить и покупать товар. Во-вторых, хотелось бы больше конкретики. Ведь никаких предложений мы так и не получили. Здесь присутствовали представители Ивановской области, но что у них за продукция, к сожалению, осталось не совсем понятным. Пока в своем производстве мы в основном используем европейские ткани – они и дешевле, и качественнее».

Схожее мнение высказали представители компании «Тексэлен», которые базировались при входе и рассчитывали на потенциально больший охват аудитории.

Более глобальные вопросы подняли специалисты по консалтинговым программам – те так и не поняли, чего хотят от швей руководители города.

«Претензий к организации мероприятия у нас нет, но есть вопросы по поводу позиции в целом, – заметил один из собеседников «Новостей малого бизнеса». – Я не хочу говорить, что все плохо. Но в день открытия мимо нас пробежал чиновник со свитой в тридцать человек. Он обошел стенды за 15 минут, потом все поговорили и разъехались. У меня вопрос – что это было и зачем?

Нам говорят: вот вам площадка, знакомьтесь друг с другом. Слушайте, да мы все знакомы и хорошо друг друга знаем. Но формата круглого стола, где тебе дают пять минут на выступление, не хватает, чтобы проговорить проблемы отрасли. Легкая промышленность сегментизирована. Под каждый сегмент необходимо выработать порядок действий, поставить грамотные цели и проработать стратегии. Но ничего этого я не вижу. Хотелось бы понять горизонт мышления чиновников – что конкретно мы будет делать завтра, послезавтра, через месяц, чтобы начать подъем? Я вижу классные лозунги, а вот результатов пока не видно.

Хорошо, что проводятся такие мероприятия. Но было бы здорово стать чемпионами мира не только по мероприятиям»…

Продуктивнее оценили проведенное в Ленэкспо время участники модных показов Всероссийского конкурса «Стиль. Мода. Качество». Так, сотрудник петербургского Lounger, чья продукция представлена в «Ткачах» и «Галерее», упомянул, что после дефиле на подиуме, компании удалось завязать контакты с потенциальными партнерами и прорекламировать свой товар.

«Всероссийский конкурс, в котором приняли участие и малые производственные предприятия, и выпускники, и учащиеся профильных ВУЗов, стал ключевым событием минувшей недели, – рассказала «Новостям малого бизнеса» одна из организаторов недели импортозамещения, глава РСП-групп Светлана Мельниченко. – Сегодня мы хотим увеличить долю российской продукции на рынке, но это должен быть товар соответствующего качества и дизайна. На подиуме видны все недостатки коллекций, видно, в каком ключе необходимо доработать их до уровня потребителя».

По словам Мельниченко, сразу же после дефиле к ней подошло несколько производителей, которые высказали заинтересованность в сотрудничестве с модельерами.

«Если итогом этой недели станет несколько совместных коллекций, то я буду очень довольна результатами, – подчеркнула собеседница издания. – Благодаря такой площадке предприятия могут увидеть талантливую молодежь, и уже состоявшихся модельеров. Думаю, что потребители только выиграют от этого, а российские товары станут качественнее и конкурентоспособнее».
Яна ПЛОТНИКОВА, фото автора