Смерть в большом городе

Растущая агломерация и внедрение новых технологий – от способов захоронения до методов продвижения ритуальных услуг – диктуют новые условия управления похоронной отраслью.
В сфере ритуальных услуг сегодня наметился ряд проблем, решить которые, следуя действующему федеральному закону №8 «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года, уже не представляется возможным. Постоянный рост населения Санкт-Петербурга привел к нехватке городских земель, отведенных для захоронений. Нет единой системы управления. Похоронные услуги населению в настоящее время оказывают как муниципальные предприятия, так и коммерческие, но права последних до сих пор не регламентированы существующим законодательством. Рынок ритуального сервиса растет и расширяется, увеличивается ассортимент услуг и товаров, появляются новые формы и методы обслуживания в связи с новыми формами погребения (кремацией), внедрением интернет-технологий и усложнением структуры спроса.
На прошедшем в Санкт-Петербурге II Северо-Западном форуме «Проблемы и перспективы похоронного дела в России» ведущие эксперты пришли к общему выводу, что законодательная база устарела и не соответствует современному состоянию отрасли.
По инициативе ФАС уже этой осенью будут изменены и дополнены некоторые пункты закона №8. Так, на рынке ритуальных услуг предлагается ввести саморегулируемые организации (СРО), появятся новые правила и стандарты: от этических, запрещающих чиновникам или полицейским передавать информацию о смерти человека негосударственным ритуальным фирмам, до радикальных, например разрешающих создавать частные кладбища. Нехватку места под захоронения предлагается решить посредством развития сети крематориев. Обсуждаются новые требования к автотранспорту для перевозки умерших. Актуализирована проблема разделения сферы ответственности моргов, которые оказывают медицинские услуги и должны быть бесплатными, и похоронных организаций, предоставляющих ритуальные услуги на платной основе.
Очевидно, что неизбежен пересмотр работы всей сферы ритуальных услуг и организации управления кладбищенским хозяйством, поэтому обсуждение поправок в законодательство выглядит вполне своевременным, учитывая состояние всей отрасли.
Система управления противоречиями
На рынке ритуальных услуг сейчас присутствуют коммерческие организации, которым, в соответствии с законом о конкуренции, никто не может запретить работать наравне с муниципальными структурами. С одной стороны, в этом есть определенный плюс: население Петербурга растет, соответственно, будет расти спрос на погребальные услуги, и количество компаний, их оказывающих, также должно увеличиваться. Кроме того, частники – более гибкая структура, они быстрее реагируют на изменение социальной и экономической ситуации. Но с другой стороны, как подтверждает президент Союза похоронных организаций и крематориев России (СПОК) Павел Кодыш, «в существующем правовом поле никак не узаконены права коммерческих организаций, бизнес-структур, которые уже на протяжении многих лет оказывают ритуальные услуги по всей стране». «Нужно на федеральном уровне узаконить то, что уже работает на рынке ритуальных услуг, закрепить правила предоставления услуг организациями независимо от их формы собственности, обозначить обязанности государства и других участников рынка и их ответственность перед людьми», – поясняет эксперт.
Действительно, на федеральном уровне до настоящего времени нет органа государственного управления, персонально отвечающего за развитие отрасли в целом «как самостоятельного вида деятельности» (так характеризует ее закон №8).
В Санкт-Петербурге вопросами похоронного дела и погребения занимается Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, основываясь на постановлении №210 от 07 марта 2006 года «Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге», а также специализированные службы, в ведении которых находится эксплуатация и содержание городских кладбищ.
В регионах СЗФО ритуальные услуги отданы в ведение муниципалов. В сельских населенных пунктах спецслужбы по вопросам похоронного дела могут создавать филиалы и представительства. К примеру, в Положении об организации похоронного дела на территории Войсковицкого сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленобласти отмечено, что организация похоронного дела здесь осуществляется администрацией Войсковицкого сельского поселения. А для контроля в этой сфере могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы.
«Мы знаем, что ФЗ №8 обязал местное самоуправление создать государственные специализированные службы, призванные заниматься эксплуатацией всех городских кладбищ, – объясняет вице-президент НО «Союз похоронных организаций и крематориев» Николай Артамонов. – Но по закону №135 от 26 июля 2006 года (в редакции от 02 июля 2013-го) «О защите конкуренции» на рынке могут работать различные организации по оказанию тех или иных услуг, в том числе и ритуальных. В ФЗ №8 это не предусмотрено. И в итоге оказалось, что рынок похоронных услуг в нашей стране монополизирован МУПами и ГУПами. Рождается противоречие, из-за которого главенствующее место занимают специализированные городские службы. Они не пускают на рынок частные фирмы».
Разрешится ли это противоречие после введения поправок в законодательство, пока неясно.
Конкуренция против коррупции
Как и любой сфере, где существует монополизм, похоронной отрасли не чужда коррупция. В этом смысле погребальные услуги – одна из тех «привилегированных» систем в России, где конкуренция имеет формальный характер, и на рынке представлены в основном структуры, имеющие непосредственное отношение к специализированным службам. Они устанавливают свои правила, ограничивая деятельность других похоронных организаций и зарабатывая на продаже участков.
По идее авторов поправок к законопроекту, осуществлять похоронную деятельность должны не занимающие монопольное положение специализированные службы, а работающие в условиях конкуренции частные агентства. Контракты на выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ будут заключаться по итогам конкурсов и аукционов. Такими агентствами могут стать СРО. Это некоммерческие объединения, создаваемые для контроля деятельности членов организации, а также для представления и защиты их интересов. Как прописано в редакции нового закона, «саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела признается общероссийская некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая лиц, оказывающих ритуальные услуги». Контракты на выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ будут заключаться по итогам конкурсов и аукционов.
Еще одно нововведение, предложенное специалистами похоронной отрасли, связано с продвижением ритуальных услуг в интернете. Сегодня по большей части реклама и продвижение связаны с незаконным получением информации об умерших. Агенты налаживают контакты с милицией, работниками больниц и поликлиник, которые и продают им информацию о смерти человека. Разумеется, подобного рода «взятка» за информацию отражается в счете клиенту за ритуальные услуги. Цель нового законодательства – создать условия для конкуренции, предоставив клиенту возможность выбирать. То есть теоретически инициатива ФАС должна ликвидировать «теневую» сторону похоронного рынка и уравнять его участников в правах.
Политика цен
Система ритуальных услуг – многомиллиардный бизнес с бесконечным потоком клиентов. Расценки на похоронные услуги достаточно высоки: немало стоят и похороны, и места на кладбище, и ритуальные атрибуты. Цену устанавливают поставщики ритуальных услуг: крематории, кладбища, специализированные автобазы. Согласно новой редакции закона о погребении, участникам рынка придется соблюдать правила похоронной этики, в частности не навязывать не соответствующие волеизъявлению умершего религиозные и иные обряды, символику и музыку, не обращаться к понесшим утрату лицам с предложениями предоставить ритуальные услуги, хранить в тайне информацию о факте смерти гражданина и т.д. По мнению ФАС, кроме антимонопольной составляющей эти меры имеют этико-гуманитарную основу, защищающую права граждан, а также позволят сэкономить их средства.
Мест нет!
Пожалуй, наиболее остро в похоронной отрасли ощущается проблема нехватки мест для захоронений.
Заместитель председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Николай Филин сообщает: действующие, но пребывающие в достаточно запущенном состоянии кладбища Санкт-Петербурга постоянно приводятся в порядок. Прежде всего укрепляются дренажные системы, поскольку многие кладбища находятся «ниже уровня города» и подтопляются. Но в условиях увеличения численности населения (в Санкт-Петербурге официально проживают более 5 млн человек) главная проблема – выделение новых земель для захоронений в гробах.
Очевидно, урновые захоронения, то есть кремация, могут существенно облегчить решение вопроса с местами для захоронений. Сегодня в России 16 крематориев, еще один строится. Для сравнения: в США в настоящее время 1468 крематориев, а в Японии – 1625. «С учетом многих факторов наблюдается тенденция к росту числа кремаций, что в целом позитивно. В среднем с 2001 года кремируются более 60% умерших. В развитых европейских странах – 80%», – комментирует начальник отдела развития услуг и общественного питания Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Владимир Родькин.
С точки зрения материальных затрат кремация и захоронение урны с прахом обходятся значительно дешевле, что немаловажно при выборе способа погребения. Другое решение проблемы нехватки мест для захоронений – создание негосударственных (арендованных) кладбищ. В новой редакции закона прописано, что деятельность на негосударственных (арендованных) кладбищах будет осуществляться на основании договора аренды земельного участка, заключаемого членом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Договор аренды рассчитан на 49 лет, запрещает нецелевое использование земельного участка, передачу его в субаренду, а также выкуп. Именно на таких кладбищах разрешат выбирать и покупать участки под захоронения на любой вкус и любого размера (места на общественных кладбищах должны предоставляться исключительно бесплатно).
Но и здесь пока много противоречий. В первую очередь – в Земельном кодексе. Как утверждает Николай Артамонов, «земли муниципальных и общественных кладбищ принадлежат городу, с них нельзя получить прибыль. В ситуации с частным кладбищем остается открытым ряд вопросов. Например, что будет с ним по истечении 49 лет? Возможно, это опять лоббирование чьих-то интересов с целью заработать деньги».
Больное место похоронной отрасли – содержание и устранение бесхозных могил. К примеру, только на Смоленском православном кладбище Петербурга таких около 60%. В новом законе предложено внедрить систему обязательных договорных отношений между лицами, ответственными за места захоронения, и органами местного самоуправления, которые регламентируют порядок ухода и содержания мест захоронения. Предполагается, что договоры будут заключаться на принципах безвозмездности и бессрочности и предусматривать при необходимости платные услуги по уходу за местом захоронения.
Учиться хоронить
Как и любая рыночная структура, похоронная отрасль в силу своей специфики требует профессиональных знаний от похоронных агентов, лиц, оказывающих услуги погребения, перезахоронения, проведения траурных церемоний, – всех тех, кто взаимодействует с родственниками умерших.
«Традиционно не хватает хороших кадров: руководителей среднего звена, агентов ритуального обслуживания, церемониймейстеров, – рассказывает руководитель аппарата президента СПОК Павел Уланов. – С 1997 года в стране заработал первый специализированный Центр подготовки кадров для похоронных служб при ФГБОУ ВПО «РГУТиС». Он до сих пор остается единственным учебным заведением, реализующим лицензированные программы профессиональной подготовки по рабочим специальностям в похоронном деле. С 1998-го по 2011 год центр обеспечивал обучение и аттестацию агентов городских специализированных служб по вопросам похоронного дела. Отдельное внимание уделяется обучению управленческих кадров, программе повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «Управление похоронным делом»».
За последнее десятилетие большинство руководителей похоронных служб Петербурга прошли обучение в центре и получили дипломы государственного образца. Но не решен вопрос унификации образовательных программ. В 2013 году союз предпринял первые попытки подготовки проекта профессионального стандарта в похоронном деле. Предполагается, что стандарт определит полный перечень профессий в отрасли.
Ввиду того что предполагается ввести в отрасли саморегулирование, потребуется пересмотр требований к образовательному уровню. «Вариантов подготовки кадров много. От создания независимых учебных структур, работающих по собственным стандартам, до единой сети государственных образовательных центров, реализующих программы по стандартам государства или СРО», – рассказывает Павел Уланов. Он считает, что подготовка компетентных кадров приведет к развитию отрасли. Но пока здесь занято много людей без специального образования, и основы своей профессии им приходится постигать по ходу дела.
Движение вперед проблем не исключает
Несмотря на активное обсуждение существующих проблем и многообещающие предложения по их решению, ряд вопросов остается открытым. Во-первых, в новой редакции закона ничего не сказано о санитарных требованиях к перевозящему умерших автотранспорту. Во-вторых, по-прежнему неясно, где заканчивается компетенция моргов при больницах, услуги которых не требуют оплаты, и начинаются платные – подготовка тела к похоронам и сами похороны. Выходом может стать создание так называемых залов прощания, которые уже существуют, например, в Новосибирске. Возможно, это поможет регламентировать сферу деятельности медицинских учреждений – в них будет проводиться только вскрытие.
Словом, как и большинство реформ, предложенные ФАС нововведения специалисты похоронной отрасли воспринимают неоднозначно: поправки, может быть, и ликвидируют некоторые противоречия на рынке и поспособствуют развитию конкуренции, но одновременно создадут почву для новых идей на нелегальном рынке.
Сколько стоит умереть
По данным Санкт-Петербургской ритуальной компании, средняя стоимость кремации составляет 21 тыс. рублей. На итоговую сумму влияют цена ритуальных принадлежностей, маршрут катафального транспорта, а также дополнительные услуги. Для сравнения: средняя стоимость похорон на свободное (бесплатное) место – от 26,7 тыс. рублей.
В стоимость кремации и захоронения не входят услуги морга по санитарной подготовке тела к погребению – они оплачиваются отдельно непосредственно в морге. Компенсация при оформлении ритуальных услуг зависит от дохода обращающихся граждан. Если среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (на август 2013 года – 7535 рублей), гражданин получает 4700 рублей, а остальную сумму в виде разницы – через полгода. Для отдельных категорий граждан существуют льготы.
В некоторых регионах РФ назначается дополнительная выплата к социальному пособию на погребение.
Светское государство в приоритете
Председатель региональной общественной организации соотечественников Узбекистана «УМИД» Алиджан Хайдаров:
– По мусульманским традициям, тело умершего лучше отправить на родину. Не всегда получается, конечно, – примерно 1,2% хороним в Петербурге. Для захоронения в Петербурге нужна справка о смерти, договоренность с кладбищем, место. Вот это и есть момент, когда мы сталкиваемся с нехваткой земли для захоронений.
Сегодня на территории Петербурга действуют три кладбища, где можно хоронить мусульман. Мы проводили опрос: многие мусульмане говорят, что необходимо дополнительное мусульманское кладбище. Конечно, нам необходимы поддержка правительства, чтобы создать отдельное мусульманское кладбище, и самое главное – земля.
Представитель Православной церкви иерей Глеб Грозовский:
– На мой взгляд, если хлеба хватает на всех, то не жалко, если им будут питаться все нуждающиеся. Но если речь идет о моих согражданах по вере, о моей семье, то в первую очередь хлеб отдам своим по вере, своей семье, а во вторую – остальным. Думаю, правильно будет как мусульманам, так и иудеям, читая Тору и Коран, вспоминать, как поступали с останками их предки: старались похоронить в своей, а не иностранной земле.
Но сегодня некоторые, приходя в гости в чужой дом, считают его своим. И вот тут могут быть проблемы. Чтобы их не было, пусть каждый заранее заботится о том, где его похоронят.
Директор Санкт-Петербургского государственного учреждения «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» Андрей Молдованов:
– Существует проблема бесхозных захоронений. Слишком долго наши эксперты похоронного дела пытаются ответить на вопрос, что делать с участком, если за ним никто не ухаживает. Уход остается за родственниками. Мы не можем и не должны выделять места для мигрантов: участков мало, а когда гости уедут обратно, за могилами их соотечественников никто не будет ухаживать. В результате проблема с бесхозными захоронениями только усугубится. Как ни крути, религиозные аспекты идут вразрез с установками светского государства, и нужно признать, что приоритет остается все же за последним.
Статистика
В 2011—2012 годах проведена инвентаризация городских кладбищ. В результате выявлены 87 действующих кладбищ площадью 1 тыс. 460 га и уточнены их границы. Часть территории поставлена на кадастровый учет. После проведения корректировки Генерального плана застройки дополнительно будут учтены еще 177 га.
В Санкт-Петербурге за десять лет к территориям городских кладбищ добавились 250 га земли: на Северном кладбище, в Комарово, Ломоносове, Колпино. Идет подготовка к открытию нового кладбища на 50 га в Дибунах – создаются системы электро- и водоснабжения. Первая очередь этого кладбища, скорее всего, будет готова в 2014 году.

Эксперт Северо-Запад, 23.09.2013.