Большая роль малого бизнеса

В ближайшее время в свет выходит очередной номер журнала «ТПП-Информ: путеводитель российского бизнеса», полностью посвященный роли российского бизнеса в модернизации экономики страны. Вниманию наших читателей предлагается одно из интервью на эту тему, полный текст которого будет опубликован в этом журнале.
В экономике любой страны малые и средние предприятия играют двойственную роль: с одной стороны, они являются мощным генератором новых идей, а с другой – апробируют на внутренних и международных рынках новые продукты и технологии, принимая на себя значительную часть рисков, являются плацдармом для дальнейшего распространения этих технологий крупными компаниями.
А как обстоят дела у нас? С ответа на этот вопрос началась беседа нашего корреспондента с председателем комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктором Ермаковым.
– Начну со статистики. В нашей стране на предприятиях малого и среднего бизнеса задействовано более 10 млн человек. При этом его доля в общенациональной экономике составляет порядка 21 %, что в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах, где малые и средние предпринимательства обеспечивают занятость 80 % от всех работающих и формируют до 70 % ВВП. В странах Евросоюза, например, действует более 20 млн предприятий (без учета финансового сектора). Более 99 % из них относятся к сектору малого и среднего предпринимательства с числом занятых сотрудников менее 250 человек.
– В чем причина такой диспропорции?
– В тех же развитых экономиках мира работают мощные программы развития малого и среднего предпринимательства, инициируемые и поддерживаемые государством.
– Неужели все сводится к тривиальному выделению денег из государственного бюджета, который и без того является дефицитным?
– Не только. Денег, кстати, у нас выделяется немало. В 2010 году на государственную программу поддержки малого и среднего бизнеса правительство выделило 15,4 млрд рублей (8,4 – субсидии субъектам федерации, 7 – в Российский Банк Развития), 3 млрд – инновационным малым и средним предприятиям, 2 млрд – на поддержку малого и среднего предпринимательства в моногородах, 2 млрд – на поддержку малых и средних предприятий – экспортеров высокотехнологичной продукции. То есть в общей сложности выделено более 20 млрд рублей! Сумма, как я уже сказал, немалая.
Однако для того, чтобы эти деньги по-настоящему заработали, нужно многое сделать как самому бизнесу, так и государству. Прежде всего, нужна продуманная политика, а также настойчивость и последовательность в ее реализации со стороны государства. И курс на модернизацию, выдвинутый политическим руководством страны, – удобное время, чтобы изменить устаревшие подходы, дать новый импульс развитию малого предпринимательства.
– Какой вам видится роль малых предприятий в модернизации российской экономики?
– Малым и средним предприятиям, наряду с крупными компаниями, должна принадлежать роль локомотива инновационной экономики. Именно эффективное взаимодействие сектора малого и среднего предпринимательства с крупными предприятиями способно обеспечить успешную интеграцию российского бизнеса в мировое экономическое пространство.
– Каким вам видится механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на международных рынках?
– Надо сказать, что единых рецептов здесь нет. Думаю, не ошибусь, если скажу, что глобальный кризис заставил каждого предпринимателя по-новому взглянуть на свое дело. Сегодня, чтобы быть успешным, необходимо постоянно экспериментировать – с новой продукцией, каналами сбыта, новыми покупателями и партнерами. Мне приятно отметить, что российское государство в лице Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации через организации инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, включая ТПП РФ, активно предлагает новые механизмы и инструменты по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий на международных рынках.
Так, огромную помощь предприятиям оказывает Российский Евро Инфо Корреспондентский Центр. В его задачи входит предоставление бесплатной информационно-консультационной поддержки и оказание содействия малым и средним предприятиям России и стран Евросоюза, заинтересованным в установлении и развитии взаимовыгодного делового сотрудничества. Центр является частью общеевропейской сети Enterprise Europe Network, осуществляющей информационную поддержку малого и среднего предпринимательства. В настоящее время сеть объединяет около 400 центров в 50 странах мира.
В соответствии со стратегией развития Евро Инфо Корреспондентского Центра, на территории Российской Федерации действует региональная сеть информационно-аналитических центров, в том числе созданных на базе региональных торгово-промышленных палат. В настоящий момент в сети присутствует 35 регионов России.
– Каков механизм работы таких центров?
– Чтобы лучше понять методы их работы, рассмотрим механизм работы эксперта московского представительства.
Когда московское предприятие нуждается в услугах Евро Инфо Корреспондентского Центра, московский центр закрепляет за субъектом предпринимательства определенного эксперта. В процессе первоначальной консультации выявляются экспортные потребности и возможности предприятия. Далее предприниматель заполняет подробную анкету – профиль предприятия и запрос/предложение – на русском (для поиска партнеров в регионах РФ) и английском (для поиска партнеров за рубежом) языках. Анкета размещается в базе данных Региональной информационной системы – для поиска деловых партнеров в регионах России и в базе данных Business Cooperation Database – для поиска международных деловых партнеров.
Профиль российской компании, которая ищет себе партнеров, автоматически становится виден всем центрам в 35 регионах РФ и 50 странах мира. Одновременно эксперты Московского Евро Инфо Корреспондентского Центра сами ведут обширный поиск, распространяя информацию непосредственно в региональные и европейские центры. После получения позитивных ответов эксперты предоставляют их клиенту.
В целом за 2010 г. только московскими экспертами было оказано 1417 очных и заочных консультаций предприятиям города Москвы при выходе на зарубежные и региональные рынки.

Беседовал Владимир Тимофеев,
ТПП-Информ, 21.02. 2011 г.