Петербургские власти формируют механизмы внедрения инноваций

Участники обоих конкурсов, как и сторонние эксперты, называют несколько основных причин, по которым пока не удается организовать в России, и в частности в Петербурге, инновационный бум по примеру американской Кремниевой долины. Первая из них заключается в том, что инновации зачастую бывают мнимыми. Подобную точку зрения высказали, например, представители компании «Тэтра Электрик», представившей на конкурс городского правительства новую технологию управления уличным освещением. «Хотя многие говорят, что они что-то придумали, нередко презентуемые идеи вторичны», — считает директор по развитию «Тэтра Электрик» Олег Громов.
Идеи, которые на деле не являются оригинальным изобретением, неконкурентоспособны, о чем говорит Сергей Еремин, руководитель проектов по развитию технологического предпринимательства «Майкрософт Рус». «На рынке слишком много идей, которые очень просто копируются, — сетует г-н Еремин. — А вот разработок, в которых есть реальное ноу-хау, в России сейчас мало».
Но даже когда ноу-хау появляются, реализовать их мешает отсутствие инновационного рынка, то есть инфраструктуры, устанавливающей связь между поставщиками инновационных идей и их потенциальными потребителями. «Человек, разработавший новую идею, особенно человек без опыта в этой сфере, просто не знает, куда ему с ней идти, — комментирует Вячеслав Нестеров, генеральный директор Санкт-Петербургского центра разработок EMC. — Все говорят: езжайте в Москву, там есть инвесторы. Да, есть, но даже там их немного, и не очень понятно, как привлечь их внимание». В том же ключе высказалась и Маргарита Бородатова, генеральный директор УК «Доход», открывшей в сентябре паевой инвестиционный фонд венчурных инвестиций. «Инновационная отрасль в России создается фактически с нуля, — объясняет г-жа Бородатова. — Необходимо время на формирование рынка, чтобы появился четкий алгоритм: куда и как двигаться от идеи до успешного бизнеса».
Прошедшие в Петербурге конкурсы свидетельствуют о том, что значительная часть инновационных разработок ориентирована на малый и средний бизнес или на государство, в то время как на Западе основным драйвером инновационной экономики являются крупные компании. В России продать им новую идею зачастую сложнее, чем государству. «Во многих случаях решения по внедрению новых технологий в компаниях принимают люди, которые лично никоим образом в инновациях не заинтересованы, — объясняет Олег Громов. — Если ты лично не знаешь какого-нибудь менеджера, то никому на рынке твоя идея не нужна». А Сергей Мехоношин, руководитель проекта Solver Mate, утверждает, что на новые технологии распространяется традиционная практика откатов. «Мы сами сталкивались с тем, что успех зависит от того, сможешь ли ты предложить вознаграждение менеджерам, принимающим в крупной компании решение по твоему проекту».
Однако позитивные изменения происходят, хоть и медленно. Как показали прошедшие в Петербурге конкурсы, по крайней мере в среде инноваторов стали появляться люди, умеющие грамотно общаться с потенциальными инвесторами. Более того, многие из них начинают диалог, уже имея за спиной хотя бы короткую бизнес-историю. Так, Антон Шаяхов, отвечающий за маркетинг бухгалтерских программ для малого бизнеса «Эльба», рекомендует начинающим инноваторам действовать методом «мелкого шага», не рассчитывая сразу на широкий спрос. Проще всего опробовать новый продукт на уже имеющихся клиентах — аудитории прежних продуктов. Таким образом, чтобы стать инновационным предпринимателем, для начала надо стать предпринимателем вообще.

Аркадий Поддубный,
РБК daily, 08.12.2010