В надежде, что услышат

Петербургские парламентарии подготовили поправку к этому законопроекту «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пока его не успели принять депутаты Госдумы.

В начале февраля комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы рекомендовал документ к принятию за основу. Однако городской парламент Санкт-Петербурга готов выступить с законодательной инициативой по корректировке будущего закона.

Комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству понадобилось ровно 10 минут, чтобы заслушать докладчика – депутата Ирину Иванову, а также чиновников и общественников, задать вопросы, выслушать ответы, а затем единогласно проголосовать «за». Причем, на этот раз комиссия собралась практически в полном составе, отсутствовал только Анатолий Дроздов.

Ирина Иванова сразу взяла быка за рога. «На прошлом заседании мы приняли решение о подготовке постановления Законодательного собрания, с одной стороны, в поддержку законопроекта Минпромторга, а с другой, – изменения его в лучшую сторону, – напомнила депутат. – Постановление подготовили, получили положительное заключение юридического управления ЗакСа и аппарата бизнес-омбудсмена, а также деловых ассоциаций Санкт-Петербурга. Кроме того, нас поддержал Комитет по экономической политике Совета Федерации и профильный комитет Госдумы».

Она озвучила основные изменения, которые предлагается внести в федеральный законопроект:

• Исключить проектируемое право органов местного самоуправления устанавливать дополнительные основания, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения нестационарных и мобильных торговых объектов (НТО и МТО);

• Исключить проектируемый запрет на осуществление третьими лицами торговой и иной деятельности с использованием НТО или МТО;

• Исключить из проекта условие о том, что договор на размещение НТО может быть продлен только однократно на срок ранее заключенного договора.

И выразила надежду, что подготовленное постановление будет принято депутатами парламента и направлено в Государственную Думу.

Александр Ходосок поинтересовался, можно ли включить в предложенный документ положение об обязательном информировании органов местного самоуправления (ОМСУ) о размещении НТО и МТО на территории муниципалитета. Он рассказал, как, будучи главой МО города Зеленогорска, столкнулся с размещением на одной из площадей города НТО и пытался выяснить, кто отдал распоряжение. Узнал, что районная администрация и был возмущен тем, что муниципалитет не поставили в известность. По мнению депутата, все акции на территории района должны согласовываться с органами местного самоуправления.

Ирина Иванова согласилась с тем, что муниципальные депутаты должны знать о размещении НТО на их территории.
«Пока действует комиссия по схеме размещения при КРППР, в которую входят муниципальные депутаты, информирование идет через нее, – пояснила парламентарий. – Но вчера нам сказали, что комиссию планируют расформировать и полномочия передать в районы. А как только у нас начинается реформация, то все обычно разваливается». Вместе с тем, по ее мнению, информирование ОМСУ – это все-таки уровень региональной власти и вводить подобное положение в федеральный закон нецелесообразно.

Константин Чебыкин, в свою очередь, поинтересовался, почему городской парламент предлагает поправки в федеральный закон, если проект Минпромторга хорош сам по себе, Дума его примет, и все с НТО будет нормально. Докладчик пояснила, что именно в этот закон подготовлены поправки, так как он не настолько хорош, как видится депутату.

Далее свои мнения высказали заместитель председателя КИО Александр Якушев, председатель Союза малых предпринимателей Владимир Меньшиков, юрист-эксперт Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Юлия Черновская, представитель аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей Надежда Полянская. А начальник юридического управления КРППР Герман Шустиков не просто поддержал поправку депутатов, но и разразился спичем в отношении разработанного Минпромторгом нормативно-правового акта.

– Мы поддерживаем поправки, подготовленные комиссией, – сказал он, – вместе с тем я хотел бы добавить, что законопроект, с одной стороны, улучшает положение предпринимателя, с другой, существенно усложняет ситуацию в целом, вносит неопределенность. В частности, этим законом не урегулированы ярмарки, торговля на праздничных мероприятиях, эти вопросы остаются открытыми. Кроме того, положения торгового законодательства не стыкуются с Земельным кодексом, например, в части включения в схему размещения частных земельных участков, или территорий с обременением, а никаких изменений в Земельный кодекс вносить не предполагается. Не очень понятно, как будут регулироваться эти вопросы. Или как будут компенсироваться затраты предпринимателю, который провел в арендуемом помещении аварийно-восстановительные работы, а потом у него объект решили изъять. Законопроект требует серьезной, капитальной переработки. Предлагаемые поправки только частично улучшают законопроект.

По окончании заседания Герман Шустиков отметил в беседе с корреспондентом «Новостей малого бизнеса», что быстрое обсуждение – не есть плохо. «Вопрос обсуждался и в бизнес-сообществе, и в органах исполнительной власти, – заметил наш собеседник, – и как вы, наверное, заметили, сегодня не было никаких противоречий. Редкий случай, когда у чиновников, и у бизнес-сообщества позиции совпали. Думаю, что депутаты Госдумы учтут поправку при доработке проекта. Хотя сам законопроект требует капитальной переработки».

Председатель комиссии Алексей Макаров также не увидел ничего необычного в скоростном принятии решения.

«Все было хорошо подготовлено, – подчеркнул он. – Вы услышали позиции коллег и предпринимателей, которые говорили, что все прозвучавшие ранее предложения отражены в поправке. Позиции были обозначены на прошлом заседании, после этого была создана рабочая группа, которая и подготовила поправку: мы убираем или предлагаем иную редакцию спорных моментов. Я считаю, что мы делаем важное и нужное дело, потому что высказываем позицию петербургских предпринимателей. Можно сказать: мы агрегируем их интересы и артикулируем их в Госдуму. Важно, что они будут рассмотрены, наш голос будет услышан и поддержан в той или иной редакции. Мы понимаем, что закон еще не прошел первого чтения. После того, как его примут за основу, будет взято время на поправки. Мы вынесем наш вопрос на пленарное заседание городского парламента, его рассмотрят и надеемся, примут для направления в Госдуму. Надеемся также, что и федеральные депутаты нас поддержат».

Он пояснил, что, по регламенту, после внесения в ЗакС, проект постановления должен отлежаться 20 дней. «Если на поправки установят месячный срок и у нас будет время, то будем придерживаться регламента в рассмотрении этого документа, – разъяснил Макаров. – Если нет, то внесем с голоса на ближайшее заседание, чтобы поправки поступили в Госдуму в тот срок, который будет установлен для них».

Лилиана ГЛАЗОВА