КИО и бизнес вошли в клинч

Отметим, что за первые восемь месяцев 2016 года Центр повышения эффективности использования госимущества освободил 957 земельных участков Петербурга.

Как рассказал «Новостям малого бизнеса» и.о. директора ЦПЭИГИ Демис Демидов, список заявок на освобождение городской территории формируется на основании поручений, направленных КИО в Центр.

Приоритетом здесь является критерий вовлечения освобожденных участков в хозяйственный оборот – уверяет глава ЦПЭИГИ. Для формирования объектов, подлежащих первоочередному освобождению, Центр недавно направил запросы в Управление земельных ресурсов, Управление нежилого фонда Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, СПб ГБУ «Управление инвестиций», АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга».

Ранее «Новости малого бизнеса» уже писали, что в списки ЦПЭИГИ могут попасть как нелегальные объекты (которым, впрочем, ничто не мешает занять участок на том же месте, скажем, через неделю), так и, к примеру, НТО с договорами на неопределенном сроке, по которым город не получает арендных платежей.

Между тем, некоторые предприниматели-общественники уверены, что городская политика в отношении НТО неразумна и необоснованна. По их словам, КИО под любым, даже самым абсурдным предлогом, не перезаключает договора с владельцами торговых объектов.

Типичный случай произошел с одним петербургским коммерсантом. Он несколько лет добросовестно торговал цветами. Однако КИО отказался перезаключать этот договор – якобы, у цветочника были нарушений, связанные с продажей алкоголя.

«Но никаких подобных нарушений не было! Только что я получила ответ из прокуратуры, которая признала: отказ был необоснованным. Надзорный орган предписал КИО пересмотреть свои позиции», – рассказала нашему корреспонденту лидер общественного движения «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина.

По данным представителей движения, сегодня в городе под угрозой сомнительной ликвидации находится около тысячи НТО.
Напомним, что впервые об угрозе необоснованных сносов предприниматели публично заявили на апрельском митинге протеста. Тогда, по их данным, КИО собирался под разными предлогами лишить Петербург 500 легальных объектов, приносящих городу 90 миллионов рублей в качестве арендной платы.

В КИО подобные заявления назвали провокацией, пояснив, что большинство торговых объектов, которые митингующие отнесли в разряд легальных, были возведены без документов. То есть путем самозахвата.

Прийти к соглашению стороны могли в ходе специально сформированных конфликтных комиссий. Но те так и не заработали из-за отставки председателя КИО Юлии Лудиновой.

В начале уходящего лета главы районных администраций получили письмо, подписанное и.о. заместителя председателя КИО Алексеем Луняком. Чиновник напоминал о необходимости выявления земельных участков, включенных в схему размещения НТО с нарушением требований пункта 1.5 Приложения к Постановлению № 1045. Также в районы был направлен перечень участков, включенных в Схему, но не обремененных договорными отношениями.

Теперь, по данным предпринимателей, сомнительный снос угрожает уже тысяче объектов.

«Пожалуйста, разделяйте эти два списка, – попросила корреспондента «Новостей малого бизнеса» Янина Гришина. – Большинство из апрельского списка, о которых КИО говорил как о «самостроях», по факту были объектами, переведенными в режим неопределенного срока. Тогда мы остановили их – я лично ездила в ЦПЭИГИ. В итоге, многие заключили договора. Мораторные же договора поменяли на дополнительные соглашения. Теперь КИО решил действовать по-другому. Тайно, служебной запиской, Комитет предложил районным властям проверить объекты, которые не соответствуют Постановлению № 1045. Все это делается для того, чтобы освобожденные участки потом перепродать в ходе аукциона другим. Или же заставить человека «законно» купить дважды один и тот же объект.

Известен случай предпринимателя Гурбана Мехтиева. Арендатора земельного участка у Невы заставили реконструировать временный павильон для уточнения его площади. Мехтиев добросовестно выполнил все требования КИО. Он вложил в объект около 15 миллионов рублей. В итоге, с ним без всяких оснований расторгают договор и цинично предлагают снова принять участие в торгах на землю.

А как же Постановление № 1045? Ведь его кафе находится на прибрежной полосе, там проходят водопроводные и канализационные трубы. По идее, на этом участке никто не имеет право стоять. Почему же КИО предлагает коммерсанту снова «выкупить» этот участок?»

Отметим, что источник «Новостей малого бизнеса» в УФСБ по СПб и ЛО в свое время характеризовал Гурбана Мехтиева как «человека с деловой хваткой, в кафе которого можно заметить очень влиятельных людей – их визитки украшены городскими и федеральными гербами». В 2014 году в адрес коммерсанта неоднократно направлялись протоколы об административных правонарушениях. Сам предприниматель связывал такое внимание надзорных органов с нечистоплотной борьбой за «золотой» участок на набережной.

Между тем, в Смольном «Новостям малого бизнеса» сообщили, что освобождение города от НТО, не соответствующих Постановлению № 1045, ведется уже давно. А решение о глобальной чистке Схемы было принято в ходе совещания губернатора Георгия Полтавченко с членами городского правительства в сентябре 2015 года.

Так, например, исполнителям было предписано провести анализ Схемы размещения НТО на предмет поиска объектов, подлежащих исключению «по основаниям, предусмотренным Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045».

«Странно, что город лояльно смотрит на объекты, которые не имеют никакого субъекта права. И столь непримиримо относится к НТО, где такой субъект есть, – резюмировала в беседе с «Новостями малого бизнеса» депутат ЗакСа Ирина Иванова. – Возможно дело в том, что нелегалы платят огромную «арендную плату» людям, которые ежемесячно за ней приходят? Вроде бы эта «арендная плата» составляет 300-350 тысяч рублей в месяц. Неплохо бы эти деньги направить в бюджет города? В апреле у нас был список из пятисот объектов, сейчас их около тысячи. Но любопытно, что эти объекты почему-то как раз не связаны с несанкционированной торговлей! Точнее, нелегалы там есть. Но их не большинство. А большинство – это как раз договоры на неопределенном сроке, либо предприниматели, с которыми договор расторгнут, но они продолжают отчислять деньги в бюджет. КИО мне отвечает: есть и те, кто не платит более двух лет. Я говорю – дайте мне данные. Оказывается, это секрет. Но почему бы Комитету не заставить этих людей работать на бюджет? Хочешь стоять на прежнем месте? Оплати аренду, и мы продлим с тобой договор».

Другая проблема, по словам депутата, – отсутствие понятия «добросовестный предприниматель»:
«Что это – неизвестно. Пока это не будет установлено на федеральном уровне, каждый юрист будет думать по-своему. И давать свои четкие определения».

Вопрос создания конфликтных комиссий, в ходе которых предприниматели и КИО должны были рассмотреть каждый спорный земельный участок, пока висит в воздухе. Как рассказала Ирина Иванова, к нему общественники вернутся в начале сентября. Не исключено, что вопросом урегулирования спорных отношений между чиновниками и бизнесом займется недавно перешедший из КРППР на работу в КИО Александр Герман.
Яна ПЛОТНИКОВА, «Новости малого бизнеса», фото автора