Минпромторг

Минпромторг меняет порядок обеспечения доступности для инвалидов

На то, чтобы высказать свое мнение, предпринимателям и прочим заинтересованным лицам дано 15 дней, две трети которых — выходные.

Минпромторг подготовил проект приказа с длинным названием «О внесении изменений в Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, их территориальными органами, подведомственными организациями и учреждениями, организациями, предоставляющими услуги населению в сферах, правовое регулирование которых осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. № 4146».
Документ размещен для общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы 25 декабря. Внести замечания можно в течение 15 дней, т.е. до 8 января, из которых рабочих – пять, считая день размещения. «Новости малого бизнеса» отдельно отмечают, что 23 декабря любимый предпринимательским сообществом замминистра Виктор Евтухов подписал отказ от размещения уведомления о подготовке документа, что лишило и бизнес, и инвалидов возможности дать свои предложения на этапе разработки проекта.
Основанием разработки документа названо то, что сейчас нет возможности провести оценку доступности для инвалидов объектов и услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Однако результатом может стать не доступная среда, а проблемы как для маломобильных граждан, так и для предпринимателей.
Регламентация параметров, влияющих на доступность конструктивных элементов, проработана недостаточно вдумчиво. В итоге может получиться так, что предприниматель выполнит требования Минпромторга, а среда останется недоступной колясочнику. Права инвалида будут нарушены. Бизнесмен в этом не виноват – он все сделал в соответствии с документами, но проблемы будут у него: когда маломобильный человек пожалуется, что не попал в магазин или кафе, проверки нагрянут именно к предпринимателю.
В Методических рекомендациях есть и другие странности. Например, объект потребительского рынка (ОПР), расположенный в отдельно стоящем здании или павильоне, не оценивается на предмет доступности территории, а в внутри отдельно стоящего капитального здания (ТРК и т.п.) – оценивается.
Допустим, если супермаркет расположен в собственном отдельно стоящем здании со своей огороженной территорией и парковкой и имеет собственный вход, то оценка территории, прилегающей к зданию, по доступности для инвалидов колясочников не производится. Но вот в принадлежащем супермаркету здании ИП арендовал закуток и оборудовал там маленькое кафе или киоск по продаже обувных шнурков. Теперь при оценке доступности для инвалидов-колясочников этой кафешки или этого киоска обязательно должна быть проверена доступность территории, прилегающей к зданию, в котором размещается ОПР.
В общем, в документе много неясного и неконкретного, а отсутствие четких критериев всегда приводит к конфликтам между проверяющими и проверяемыми.