Елена Капустина

Синдром отличницы…

Заместитель председателя КРППР Елена Капустина, пожалуй, из тех чиновников, которые не любят просиживать кресла в кабинетах. Да и ее нынешняя должность заставляет постоянно быть в движении – диалог Смольного с предпринимательским сообществом идет непросто, с обеих сторон звучит критика. Власть выстраивает городскую экономику по своим канонам, но бизнес зачастую смотрит на инициативы «сверху» другими глазами.

В этой ситуации на Елену Капустину возложены должностные обязанности – отвечать за программы поддержки и развития предпринимательства. В том числе непосредственно курировать организацию и проведение, например, Форума субъектов малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга. О том, каким он должен быть, и чем нынешний саммит уже отличается от череды предыдущих, мы поговорим позже. А пока первый вопрос

– Прошел ровно год с момента вступления вами в должность заместителя председателя КРППР…

– Думала, что будет легче. Но мне очень интересно. Потому что на протяжении почти 10 лет, которых возглавляла сначала в районе, а затем в городе структуры исполнительных органов власти, курирующие сферу потребительского рынка, специфика работы была другой. Тогда я искренне считала, что выстраивать взаимодействие с представителями торговли и общепита – сложно, ведь сфера услуг всегда была на острие.

Год назад я окунулась в работу, которая направлена на реализацию программ поддержки и развития предпринимательства. Вот тут и пришло понимание, насколько многообразен малый бизнес, что он присутствует везде – от студенческих стартапов до небольших предприятий-субконтрактеров, имеющих договорные отношения с крупными холдингами.

Окунулась и испугалась, конечно. Но у меня есть синдром отличницы. Если что-то делать, то делать это на «отлично». Сделай так сам и спроси со своей команды. И мне нравится, что команда сложилась. Вспомним, несколько лет назад предпринимательское сообщество с недоверием относилось к нашему Комитету. Сегодня, как мне кажется, ситуация поменялась. По крайней мере, нам удалось выстроить коммуникации с бизнесом и ретранслировать его инициативы выше, вплоть до губернатора Санкт-Петербурга.

– И при этом КИО устанавливает для малого бизнеса московские правила, собираясь отвести торговцам роль арендаторов государственных ларьков. И если сегодня НТО устанавливаются в соответствии со Схемой размещения, которая утверждается в КРППР, то в новых обстоятельствах ваш Комитет утратит влияние на предпринимателей, занимающихся мелкорозничной торговлей…

– Вообще-то эта инициатива обсуждается уже два года. После того, как Москва применила такой опыт. И нельзя сказать, что все предприниматели относятся к новым правилам отрицательно. По крайней мере, мне доводилось слышать мнения, что когда город устанавливает павильоны за счет бюджета, оборудует их инженерными системами и оборудованием, то снимается большой пласт финансовых затрат на организацию своего бизнеса. При этом власть получает контроль по использованию земли и не заинтересована разрывать отношения с добросовестными предпринимателями, которые осуществляют заявленный вид деятельности.
Но у меня есть некоторые опасения, что все пройдет гладко. В КИО проходит очередная реорганизация и справится ли ведомство с таким серьезным объемом работы? Хотя все настроены на решение одной задачи – подъем городской экономики. Мы надеемся, что КРППР будет принимать непосредственное и значимое участие в реализации новой инициативы.

Изначально мы обращались с предложением, чтобы в этой части полномочия КИО нам передали, ведь у нас есть и возможности, и ресурсы, и контакты, чтобы выполнить такую задачу достойно. Мне кажется, к нашему Комитету бизнес относится благожелательнее, чем к КИО, от которого опасается расторжения договоров.

– Может в отношении бизнеса просто разыгрывается старая история про «доброго» и «злого»? Если предназначение КРППР – налаживать взаимоотношения между властью и предпринимателями, то КИО – это подобие государственной «дубинки», чтобы коммерсанты максимально пополняли городскую казну?

– Я бы не говорила так категорично, но каждый из двух комитетов действительно исполняет свои функции. Поэтому, с моей точки зрения, при реализации программы государственных НТО именно КРППР должен играть основную роль в конкурсном отборе. Мы не настаиваем на том, чтобы заниматься покупкой павильонов, их установкой и оснащением, но должны обеспечить защиту предпринимательского сообщества и необходимые условия для развития этой сферы.

– Санкт-Петербург – центр легкой промышленности индустрии моды. Эта городская программа была впервые презентована год назад. Затем громко прозвучала на ПМЭФ 2017. Что ее ожидает? Какие практические шаги уже сделаны?

– В течение всего этого периода мы занимались подготовкой паспорта программы – дорожной карты, которая станет основанием для действий всех исполнительных органов государственной власти, которые будут иметь к ней отношение. Паспорт готов. Мы определили круг участников процесса, наладили, как мне кажется, довольно плодотворное взаимодействие с представителями легкой промышленности, дизайнерского сообщества и высших учебных заведений.

Финансирование проекта включено в бюджет 2018 года. Кстати, размер средств, которые будут выделены городом на другие программы поддержки и субсидирования малого бизнеса не сокращен. Что касается именно этого направления, то мы намереваемся запустить бизнес-инкубатор производственного и смешанного типа для представителей легкой промышленности. Уже запущен бизнес-акселератор, где также присутствует эта отрасль.

– А не кажется ли вам, что индустрия моды – скорее сфера приложения сил Комитета по культуре…

– Не соглашусь. С комитетами по культуре, по печати и по развитию туризма в этой сфере мы дружны. Между нами налажены тесные коммуникации. Но модные показы – все-таки не чистое искусство, а популяризация дизайнеров и производителей Санкт-Петербурга.

Я выявила интересный факт – о наших дизайнерах, даже вышедших на международный рынок, почти не знают торговые предприятия, например, такие как Большой Гостиный двор. В ближайших планах – показ капсульных коллекций с участием байеров: торговых представителей, которые закупают продукцию с ее последующей реализацией. Такое никогда в Санкт-Петербурге не проходило.

К тому же постоянное обращение к индустрии моды в СМИ – это реальная информационная поддержка, которая стимулирует дизайнеров и производителей к развитию своей деятельности. Недавно мы вернулись из Хельсинки – там развитие дизайна очень продвинулось, и финны проявили желание поделиться своими наработками с петербургскими коллегами. А уж если к нашим дизайнерам всерьез отнеслись в Париже, то потребитель начинает проявлять к ним повышенное внимание и интерес. Приходит и убеждается – вещи оригинальные и цена приемлемая. А мы того и добивались…

– Дизайнеры – хорошо, но где взять квалифицированные кадры для швейки?

– Популяризировать рабочие профессии в легпроме – задача трудная. Мы ввели в правительственный конкурс «Лучший по профессии» номинацию «швея». Победители получат за три первых места премии в размере 50, 30 и 20 тысяч рублей. Сделаем и разместим социальные ролики для выпускников школ – надеемся, кто-то решит попробовать себя на современном швейном производстве. Плюс прохождение студентами вузов производственной практики на предприятиях.

Мы пытаемся выяснить, чем именно предприятия швейки могут заинтересовать молодежь – поездками, социальными гарантиями, приобретением продукции с существенными скидками…

– В Центре развития и поддержки предпринимательства недавно запущена программа бизнес-акселератор. В чем состоит ее практическое воплощение?

– Это не разовая акция, а система. Обучающий курс продолжается три месяца. Нашим экспертам было предложено более 100 стартапов, отобрана половина. По результатам первого месяца обучения их осталось 25. К каждому такому проекту прикрепили ментора – наставника, который помогает пройти все формальности для полноценного создания юридического лица, написать бизнес-план и рассчитать финансовую модель. На выходе – защита проекта на бизнес-сессии, где присутствуют инвесторы. Каждые три месяца – новый обучающий курс, круглый год.

Пока из городского бюджета на бизнес-акселератор выделено чуть более 1 млн рублей. Это деньги не на запуск стартапов – мы вкладываем средства в обучение претендентов, находим заинтересованных инвесторов и предоставляем успешным выпускникам возможность стать резидентами бизнес-инкубаторов, компенсируя их затраты на аренду помещений на срок до трех лет.

Но любой предприниматель, даже начинающий, должен быть готов к риску. Мы помогаем ему ровно столько, сколько можем. Дальше – шагай сам.

– Совсем скоро в Ленэкспо пройдет юбилейный XV Форум субъектов малого и среднего предпринимательства Петербурга. Почему из года в год, из сотен тысяч предпринимателей в нем участвуют только сотни представителей бизнеса? Или немного нафталина никому не повредит…

– Хороший вопрос. Первое, что мы должны поменять – это формат проведения Форума. Сделав это здраво, на основе современных тенденций и обязательно с учетом всех плюсов, которые накоплены за годы его существования Форума. В этом году мы уже насыщаем мероприятие новыми «фишками» – фестиваль стартапов, подиумная часть легпрома.

А в 2018 году мне хотелось бы, чтобы формат расширился за счет участников из других регионов и представителей малого и среднего бизнеса из-за рубежа. Здесь, как и на ПМЭФ, должны появиться яркие спикеры и эксперты. Безусловно, обсуждать проблемы мелкорозничной торговли необходимо, но есть и другие, столь же острые вопросы для становления и развития малого бизнеса. Ведь предприниматель – это креативный и свободный человек.

– Традиционный вопрос – куда шагаем дальше?

– К сожалению, приходится отмечать слабую активность со стороны предпринимательского сообщества. Пожалуй, сейчас на контакт постоянно идут только представители бизнеса в потребительской сфере. А где предприниматели-производственники, где люди, занятые инновациями? Притом, что спецпрограммы КРППР распространяются на всех субъектов МСП.

Нам необходимо привлечь к конструктивному диалогу тех предпринимателей, которые сегодня еще не взаимодействуют с профильным комитетом, расшевелить их. Тогда наша работа станет эффективнее, а существующие меры государственной поддержки будут применяться шире. Позволю себе сказать, что город открыт для бизнеса…

– А сил у города хватит?

– Сил – хватит!

Беседовал Кирилл МЕТЕЛЕВ