«Веста» станет капитальной

ООО «Веста» (компания была образована в апреле 1999-го в результате реорганизации одноименного индивидуального частного предприятия, созданного в 1991 году) арендовало территории у станций метрополитена «Академическая» и «Гражданский проспект» в течение 18 лет. Здесь были возведены временные павильоны мелкорозничной торговли, которые сдавались в субаренду другим предпринимателям. «Мы по конкурсу получили от города эти участки, все эти годы строго соблюдали взятые на себя обязательства, вовремя платили за аренду, поддерживали здесь порядок», – вспоминает директор ООО «Веста» Ольга Погодина.

Так было до тех пор, пока Смольный не начал кампанию по ликвидации торговли у городских станций метрополитена и остановок наземного пассажирского транспорта (если пять лет назад ларьки, павильоны и мелкие рынки возле метро составляли 20-30% общего количества торговых площадей Петербурга, то сегодня их доля сведена практически к нулю). Последний раз договор между компанией «Веста» и Комитетом по управлению городским имуществом (КУГИ) перезаключался в 2003 году. Его действие прекратилось в мае 2006-го, после чего имущественный комитет потребовал арендатора освободить участки. Начались длительные судебные разбирательства, которые идут до сих пор. В частности, ближайшие заседания арбитражного суда о понуждении к заключению договора аренды земельных участков у «Академической» и «Гражданского проспекта», по которым ответчиком выступает КУГИ, пройдут в марте текущего года.

Вместе с тем, руководство ООО «Веста» обратилось к губернатору Валентине Матвиенко с просьбой выделить территории у метро под строительство капитальных объектов целевым назначением. Как стало известно «БН.ру», предположительно в феврале этого года вопрос о предоставлении компании двух земельных участков под изыскательские работы будет рассмотрен на заседании городского правительства. Так, у станции метрополитена «Академическая» инвестор претендует на застройку участка площадью чуть более 6 тыс. кв. м, у станции «Гражданский проспект» – около 7,4 тыс. «квадратов». По словам Ольги Погодиной, на первом участке компания собирается построить комплекс бытового обслуживания населения. Он разместится на месте снесенных торговых павильонов «Альфа» и «Омега». У станции метро «Гражданский проспект» планируется возвести продовольственный рынок. Ранее здесь находились небольшой торговый центр «Интеграл» и кафе «Южный крест». От комментариев по поводу масштабности и бюджетов будущих проектов Ольга Погодина воздержалась, сообщив лишь, что это будут небольшие объекты, в рамках ранее существовавших здесь торговых павильонов.

Участники рынка не удивлены стремлению «Весты» во что бы то ни стало удержаться на насиженном месте. «Главное преимущество станций метрополитена – живые потоки людей. Они могут быть даже больше, чем на центральных улицах города. Поэтому инвесторы стараются разместить торговые и бытовые комплексы как можно ближе к станциям или даже встроить их в здание метрополитена. Такие объекты остаются самыми привлекательными, поскольку сдаются в аренду по максимально возможной цене для данной территории», – комментирует директор по консалтингу и оценке компании NAI Becar Игорь Лучков.

Опрошенные «БН.ру» эксперты считают строительство у станции метро «Академическая» бытового комплекса наиболее оптимальным для этого места. «Торговля здесь представлена достаточно широко. Через дорогу от метро расположен торговый комплекс «Академический» площадью около 30 тыс. кв. м, арендаторами которого являются операторы средней ценовой категории, удовлетворяющие потребностям основной массы покупателей в данной локации – жителей района и студентов. Кроме того, здесь находятся универсам «Патэрсон» и мебельный центр «Грейт». Несмотря на то, что пассажиропоток станции метро довольно высок, привлечь покупателей в новый крупный торговый центр с учетом конкурентной ситуации было бы весьма затруднительно», – уверена руководитель отдела проектного брокериджа компании Astera St.Petersburg Ольга Земцова. Поэтому здесь целесообразно разместить объект по предоставлению различных сервисных услуг населению, а также небольшие магазины, торгующие продовольственными и сопутствующими товарами. «Размещение продовольственного рынка у метро «Гражданский проспект» – довольно интересная идея. Сюда лучше привлекать операторов сегмента «эконом», частных и индивидуальных предпринимателей. Профиль аналогичный объекту у «Академической» – сервис, продукты питания, сопутствующие товары», – добавляет она.

«Стоимость строительства зависит от типа и конструктива будущих зданий. Сейчас для подобных объектов она в среднем составляет $1 000-1 300 за квадратный метр, без учета затрат на землю и инфраструктуру, с минимальным оборудованием. Сроки окупаемости непредсказуемы. Раньше для такого формата они могли достигать двух лет, в настоящее время можно говорить о трех-четырех годах», – считает Игорь Лучков из NAI Becar.

По данным Astera St.Petersburg, сегодня диапазон арендных ставок вблизи станций метро «Академическая» и «Гражданский проспект» на встроенные помещения составляет 500-1 000 рублей, на площади в составе торговых комплексов – 1 700-3 000 рублей за кв. м в месяц. «Думаю, в объектах, планируемых к строительству компанией «Веста», месячные ставки могут достигать 700-1 500 рублей за квадратный метр», – заключает Ольга Земцова.

Справка «БН.ру»:

В настоящее время территории у станций метрополитена «Академическая» и «Гражданский проспект» полностью освобождены от торговых павильонов, принадлежащих ООО «Веста». По данным КУГИ, земельные участки площадью по 7 кв. м у метро «Гражданский проспект» под размещение временных торговых киосков арендуют три компании: ООО «Биоэкология», ООО «Русские блины Северо-Запад» и ЗАО «Красногвардейское межрайонное агентство «Союзпечать». Последнее также арендует аналогичный участок у «Академической».

Олег Мейер, «БН.ру», 26.01.2010