снос ларьков

Смертельный ГОСТ для бизнеса?

Вводимые ограничения на размещение торговых киосков на тротуарах в связи с вступлением в силу ГОСТ Р 50597-2017 ввели предпринимателей в состояние шока, а что может быть на самом деле?

Не вдаваясь глубоко в суть проблемы, проще всего клеймить во всех бедах Москву. К тому же материалы, которые появляются на эту тему в петербургских СМИ, противоречивы и не дают понять, как в действительности обстоит дело.

Не стану претендовать на истину в последней инстанции, тем более не являясь специалистом в вопросах благоустройства, однако 25-летний опыт государственной службы позволяет мне изложить свое видение этой неоднозначной ситуации.

Итак, Комитет по благоустройству, отказывая в продлении договоров аренды владельцам размещенных на тротуарах киосков, основывается на п.5.1.1 упомянутого выше стандарта и законодательстве об автомобильных дорогах и безопасности дорожного движения. Ведь в данном пункте стандарта указывается, что «Проезжая часть дорог и улиц, тротуары…должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (рекламные конструкции любого вида, массивные предметы по 4.4 и т.п.)».

В соответствии с Правилами дорожного движения – тротуар это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Из этого явно следует, что на нем могут располагаться только пешеходы и элементы обустройства дорог (дорожные знаки, остановочные павильоны, светофоры, осветительные конструкции и т.п.), к которым торговые киоски не относятся. Следовательно, они попадают в группу посторонних предметов.

Так почему же, несмотря на то, что законодательство о безопасности дорожного движения предназначает тротуары лишь для движения пешеходов, и за создание умышленных помех в их движении предусмотрена административная ответственность (ст.12.33 КоАП РФ), Смольный ранее согласовывал размещение торговых киосков и других элементов благоустройства на тротуарах, а сейчас – перестал?

Вновь вступивший в силу ГОСТ Р 50597-2017 заменил ГОСТ Р 50597-93, действовавший 25 лет. Осенью прошлого года последний был включен в число обязательных к применению стандартов распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2017 года № 2438-р. Первый абзац раздела 3 стандарта устанавливал, что «Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров…
должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству». Как видите, практически никакой разницы с новым стандартом в части возможности размещения торговых киосков нет. Однако они там размещались с разрешения городских властей.

Согласно п. 1.5 Постановления правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов…», не подлежат включению в схему размещения, а также подлежат исключению из нее путем внесения изменений, торговые объекты на тротуарах шириной менее трех метров, а также иных тротуарах в случае невозможности обеспечения условия прохода шириной не менее 1,5 метра для пешеходов и тротуароуборочной техники. Это постановление не отменено, поэтому, при соблюдении вышеперечисленных условий, размещение на тротуарах как будто бы законно.

Пунктом 5.47 Свода правил «Автомобильные дороги», утвержденного приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 года № 266, который также обязателен к применению в этой части, предписано устройство тротуаров в соответствии с требованиями Свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 года № 820. Пунктом 11.5 названного Свода правил установлена ширина тротуаров для магистральных улиц общегородского значения непрерывного и регулируемого движения, транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных улиц районного значения от 2,25 до 4,5 метров; для улиц и дорог местного значения в жилой застройке – 1,5 метра.

При этом, согласно примечанию 5 к данному пункту, в ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.

Таким образом, приходим к заключению, что в соответствии с действующим и обязательным к применению документом по стандартизации площадь тротуара делится на пешеходную часть и площадь, необходимую для размещения киосков, скамеек и иных элементов благоустройства.

Кроме того, из решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2016 по делу № А56-45791/2016 следует, что «В соответствии с пунктом 2.10.2.2 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 613 возможно размещение сооружений на тротуарах шириной более 4,5 м (улицы общегородского значения) и более 3 м (улицы районного и местного значения) при условии, что фактическая интенсивность движения пешеходов в час «пик» в двух направлениях не превышает 700 пеш./час на одну полосу движения, равную 0,75 метров.

Несмотря на то, что названные Методические рекомендации носят рекомендательный характер, они устанавливают общие ориентировочные параметры минимального сочетания элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований. Данные рекомендации применяются со стандартами, требованиями и предписаниями, установленными федеральным законодательством. При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрено право субъекта Российской Федерации произвольного установления ширины пешеходной части тротуаров и дорожек.»

Конечно, пытливый ум чиновника мог бы во всем этом усмотреть формальную коллизию, при которой, согласно одним документам, тротуар предназначен только для движения пешеходов и размещения элементов обустройства дорог, а в соответствии с другими – площадь тротуара делится на пешеходную и предназначенную для размещения элементов благоустройства (в т.ч. торговых объектов) части.

Следовательно, если бы в законодательстве о безопасности дорожного движения и ГОСТ Р 50597-2017 (который, кстати, в отличие от предшествовавшего, еще не установлен как обязательный к применению) говорилось о пешеходной части тротуара, то все формальные противоречия были бы устранены. Интересно, что по странному стечению обстоятельств, также с 01.09.2018, на Украине вступил в силу аналогичный ГОСТ, устанавливающий запрет на нахождение в т.ч. торговых объектов как раз на пешеходной части тротуаров.

И что же следует из анализа вышеприведенных документов?

Отдохнувшие за лето чиновники Смольного решили в очередной раз взбудоражить малый торговый бизнес возможностью чуть ли не каждого третьего потерять место размещения торговых объектов. И, доведя предпринимателей до нужной кондиции, КИО вероятно примется вновь определять: кто стоит правильно, а кто – нет. И снова многие бизнесмены, с использованием любых методов, будут уговаривать чиновников исключить их из списка «неправильных» и включить в список «правильных».

Нельзя не вспомнить, что недавно отставленный с губернаторского поста Георгий Полтавченко вместо того, чтобы уволить затеявших эту возню чиновников за утрату доверия, направил в Москву письмо, в котором содержалась просьба оставить на тротуарах, хотя бы временно, газетные киоски. И ладно бы он почему-то забыл про остальные торговые объекты, но он, что вообще странно, готов был примириться с исчезновением с тротуаров всех других элементов благоустройства: скамеек, вазонов, паркоматов, стендов с меню у ресторанов (которые весной на заседании городского правительства сам разрешил устанавливать без всяких согласований, правда, вскоре об этом забыл) и даже мусорных урн.

Представляете, как удивились в Москве! Там же хотели, в соответствии с размещенными в СМИ комментариями, новым стандартом всего лишь установить требования по уборке с дорог (в т.ч. тротуаров) посторонних предметов (например, обломков ограждений, кусков покрышек, бамперов) и демонтировать влияющие на безопасность дорожного движения рекламные конструкции.

Поэтому, в условиях, когда ГОСТ Р 50597-2017 пока даже не обязателен к применению, а в постановление правительства Санкт-Петербурга № 1045 соответствующие изменения, запрещающие размещение НТО на тротуарах, еще не внесены, полагаю, что у чиновников Смольного от нетерпения случился фальстарт. И коли они и дальше собираются настаивать на освобождении тротуара от торгового объекта по формальным признакам, то правильнее будет в суде выяснять: какие новые, не существовавшие ранее, требования действующего законодательства не позволяют разместить такие объекты?
В случае, если выяснится, что запрет размещения НТО, мешающих пешеходам на тротуаре, существовал давно и дело вовсе не в новом стандарте, то ранее заключенный договор аренды должен, по моему мнению, быть признан незаконным, а сделка недействительной с соответствующими последствиями в виде возврата от КИО всего полученного по сделке, т.е. арендной платы.

Но, думаю, до этого не дойдет, и все постепенно прояснится и успокоится. А предприниматели, оценив, в очередной раз, вероломность петербургских чиновников, вынуждены будут еще глубже уйти в тень. А именно – в небывало расцветшую за время существования вновь образованного КРППР нелегальную торговлю.

Кстати, в отношении указанного комитета я все больше убеждаюсь, что для руководства им были подобраны, увы, некомпетентные в организации торговой деятельности и не имеющие опыта руководящей работы персоны. Не стояла ли перед ними задача довести мелкорозничную торговлю в города до состояния хаоса, что обоснованно вызвало бы явное недовольство со стороны петербуржцев, а затем максимально зачистить территорию в интересах сетевиков?

Но у нас не Москва. Здесь уровень несетевой продовольственной торговли немногим более 10%, а в Москве – более 70%. Поэтому, если власть не хочет ей помогать для повышения уровня конкуренции и продовольственной безопасности – то лучше хотя бы не мешала, безо всяких ссылок на ГОСТ.

Сергей ЗАГРЕБА, государственный советник Санкт-Петербурга 2 класса