В Петербурге ларьки могут появиться на Дворцовой площади

Теперь торговые точки, вероятно, могут появиться даже там, где прежде было нельзя: на Дворцовой площади и Стрелке Васильевского острова, в садах и парках, у школ. Зачем? – разбирался Online812.

Полная амнистия

Инициатива по возрождению ларьков принадлежит недавно созданному Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка и, как говорят, исходит лично от его председателя Эльгиза Качаева. Качаев — известный в городе бизнесмен и общественник, долгое время возглавлял петербургское региональное отделение «Деловой России».

Как известно, с ларьками мучительно, но успешно боролась предыдущая администрация Петербурга. Валентина Матвиенко не раз заявляла, что они уродуют лицо прекрасного города, разводят антисанитарию, и поэтому им тут не место. Были приняты законы, жестко ограничивающие размещение и появление новых нестационарных торговых объектов — так на языке юристов называются ларьки.

Согласно этим правилам, действующим до сих пор, нельзя ставить ларьки ближе, чем в 50 метрах от школ, офисов госвласти, больниц и т.п. (эта норма была принята уже при Полтавченко). Нельзя — вдоль основных 407 транспортных магистралей города, то есть по сути — на всех крупных улицах. Нельзя — ближе пяти метров к пешеходным переходам и ближе десяти — к остановкам общественного транспорта. Нельзя, за редким исключением, в парках и скверах — объектах культурного наследия. И еще много чего и где «нельзя». Большая часть этих правил записана в постановления Правительства СПб № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности...».

Комитет по предпринимательству предлагает внести изменения в это постановление и отменить значительную часть запретов, касающихся ларьков. В первую очередь хотят увеличить количество улиц, на которых можно ставить киоски и палатки.

По мнению чиновников, «запретительный» перечень улиц «очень большой, и туда включены земельные участки, имеющие коммерческую привлекательность».

— Комитет считает необходимым значительно уменьшить перечень магистралей, на которых не будут размещаться торговые объекты. Данный вопрос обсуждался 30 января на заседании рабочей группы, созданной в КУГИ, и принято решение о подготовки такого перечня Комитетом по градостроительству и архитектуре на основании предложений администраций районов, сформированных с участием районных советов по малому предпринимательству, — официально заявили Online812 в комитете.

Говоря человеческим языком, чиновники хотят разрешить ларьки практически везде. Кроме участков вдоль «скоростных дорог и магистралей непрерывного движения». Какие именно улицы входят в перечень «скоростных дорог и магистралей…» в комитете не сказали, предложив разобраться в этом самостоятельно. В помощь прислали ссылку на сайт Комитета по градостроительству, где эти дороги и магистрали отмечены на карте города красным и оранжевым цветами. (кому интересно – вот ссылка: www.kgainfo.spb.ru/picturemap/originalpicture.html?showmap&imageid=0bfde6db076962e673e10552bcee76b0).

Согласно этой схеме, ларьки нельзя будет ставить на Московском, Приморском, Выборгском шоссе, на КАД в пределах города, Выборгской, Ушаковской, Синопской набережных. Потому что они относятся к «скоростным дорогам и магистралям…». И, вероятно, можно будет ставить — на Невском, Дворцовой площади, Дворцовой набережной, Стрелке Васильевского острова... Потому что они раскрашены синим цветом, и не относятся ни к скоростными, ни к непрерывными магистралями.

Кроме того, в комитете, предлагается в пять раз сократить расстояние между ларьками и школами, больницами, спортивными объектами и прочим соцкультбытом — с сегодняшних 50 до 10 метров.

А еще расширить ассортимент того, чем можно торговать в исторических скверах и парках.

И определить земельные участки для проведения ярмарок.

И многое другое.

Таким образом, ларечную торговлю в Петербурге ждет почти полная амнистия.

«Была в корне ошибочная позиция»

В Комитете по предпринимательству говорят, что либерализация правил торговли для Петербурга выгодна.

— Это даст городу налоги и новые рабочие места, — объяснила сотрудник отдела по связям с общественностью комитета Мария Семенова.

Однако пока, по ее словам, экономический эффект от грядущих нововведений посчитать невозможно. Так как непонятно, сколько новых ларьков появится.

Как сообщили Online812 в комитете, до 15 февраля всем главам районов дано поручение подготовить и сдать в КУГИ и КГА предложения по тем улицам, на которых необходимо разрешить мелкорозничную торговлю. На основании этих предложений будут определены конкретные земельные участки для размещения нестационарных торговых объектов. Право аренды этих участков бизнесмены получат на торгах.

В малом и среднем бизнес-сообществе такие идеи приняли на ура.

— Госрегулирование торговли, которое прошло во времена прежнего губернатора, привело к падению доли торговли в обороте малого бизнеса города на десятки процентов! Прежде доля была до 70% налогов, а после «удара» по мелкой рознице стала около 50%, — говорит первый зампредседателя петербургского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Горюнов. — У нас власти решили, что будут развивать производство, а торговля не нужна. Это была в корне ошибочная позиция. Бизнес не развивается по указанию сверху. Люди сначала начинают торговать, а потом уже открывают свои производства. Торговля – пока основной движитель развития нашей экономики. Относиться к малому бизнесу по остаточному принципу нельзя. Надо и его интересы учитывать и интересы граждан.

«Атрибут глухой провинции»

Непритязательный внешний вид — был одной из главных претензий прошлой власти к ларькам.

— В свое время весь город отдали под ларечную торговлю. В самом деле, блистательный Петербург и тысячи неухоженных, грубо сколоченных ларьков. Это абсурд просто! При этом попустительствовали бесчисленным нарушениям, разрешали ставить ларьки, кто где хочет, не считаясь с мнением населения. На федеральной трассе — пожалуйста, в историческом центре — пожалуйста, на остановках — пожалуйста. Думаю, не безвозмездно разрешали такого рода безобразия... Ларьки — это уже атрибут глухого провинциального города, а не европейской столицы России... Это нанесло удар и по имиджу города, и по его статусу, и по настроению людей, — так эмоционально высказывалась о мелкорозничной торговле предыдущий губернатор Валентина Матвиенко.

Насколько проблема ларечного вида волнует власть нынешнюю, пока не ясно. Как заявили Online812 в Комитете по предпринимательству, этот вопрос их не касается, так как не входит в их компетенцию. В комитете говорят, это — задача районных властей и КГА — договариваться насчет внешнего вида нестационарных торговых объектов.

Бизнесмены также считают, что вид — не главное.

— Были установлены серьезные согласования, особенно для нестационарных объектов, особенно якобы из-за какого-то вида... Вид, конечно, нужен. Но вид — в другом. Он — в привлекательности города, в его дружелюбии к туристам и так далее. А у нас — что с туалетами проблема, что просто посидеть и отдохнуть негде – только в кафе, у туристов ноги устают. К внешнему виду нужно подходить грамотно. Может быть, заранее его утверждать, проводить конкурсы. В Европе, например, есть нормальные ларечки, кафешки... Был в Лондоне, выходишь из метро, и вокруг такие стоечки на колесах, в которых продаются и йогурты, и чай, и сосиски жареные. Это комфортно, удобно. Понятно, что сырой рыбой у метро торговать, наверное, не правильно, — говорит Андрей Горюнов.

С бизнесменами солидарны социологи.

— Ларешные офисы со временем очень меняли свое лицо. Они становились эстетичнее. Мне кажется, что при определенном контроле со стороны архитектурных и градостроительных организаций, ларьки можно на некоторое время допустить, — считает петербургский социолог Роман Могилевский.

По его словам, опросы населения показывали, что петербуржцы были «за» сохранение мелкорозничной торговли, особенно работающие горожане.

— Это было удобно: вышел из метро и купил все, что нужно. Кроме того, некоторые группы товаров там были даже дешевле. Конечно, средний и крупный бизнес будет постепенно вытеснять мелкий. Потому что ларьки — это все-таки атавистическая вещь. Но на данном этапе она востребована, — считает Роман Могилевский.

— Убрать ларьки, это было требование жителей. И когда мы снесли эти ларьки, я получила множество благодарностей, — сказала как-то Валентина Матвиенко.

Время покажет, скажут ли спасибо жители Георгию Полтавченко, если он вернет ларьки в Петербург.

Комментарий

На Невском ларьки нельзя. На Дворцовой — можно

По словам начальника управления благоустройства и ландшафтной архитектуры Комитета по градостроительству и архитектуры Смольного Ларисы Канунниковой, если предложенные Комитетом по предпринимательству поправки в законодательство будут приняты, то свободным от ларьков останется только Невский проспект. И на Дворцовой, и на Стрелке, и практически в любом другом «коммерчески привлекательном» месте города будет разрешено возводить нестационарные торговые точки.

— На Невском нельзя, так как есть действующий регламент Невского проспекта, запрещающий там устанавливать в том числе ларьки. Но если они внесут изменения, то, к сожалению, на всех остальных улицах это будет можно. Есть еще норма, запрещающая размещать ларьки ближе 50 метров к памятникам федерального значения. Но эти нормативы касаются только конкретных объектов, а не магистралей.

— То есть 50 метров можно будет отсчитать от Эрмитажа и ставить ларек в центре Дворцовой?

— Да. Поэтому надо сделать так, чтобы они не вносили эти изменения. Какое-то, наверное, общественное мнение собирать или что-то делать с этим.

Мария Гордякова,
Online812.ru,
11.02.2013 г.