Усмирение квотой

Схема квотирования иностранной рабочей силы в ближайшее время будет изменена в России. Об этом сказал вчера в ходе форума «Миграция в России: сотрудничество и безопасность» начальник отдела трудовой миграции минздравсоцразвития Геннадий Седаков.
Он отметил, что в период кризиса, когда остро встал вопрос сохранения и создания рабочих мест для россиян, правительство сократило квоту на мигрантов. Но сейчас острая фаза миновала, ситуация на рынке труда стабилизировалась, и власти готовят ряд решений, направленных на то, чтобы кардинальным образом изменить систему квотирования. В частности, он назвал действующую систему долгой и громоздкой. «Она, к примеру, не позволяет малому бизнесу привлекать иностранную рабочую силу в нужном объеме и короткие сроки», — сказал Геннадий Седаков.
Впрочем, помимо этого примера, он не стал приводить другие и уточнять. как именно и когда поменяются механизмы привлечения гастарбайтеров. Сказал только, что ведомство и эксперты собрали опыт мирового сообщества, изучили. как регулируется трудовая миграция в США и других странах. Особо заинтересовал их опыт Америки, где установлены разные правила для иностранцев, приезжающих на сезонные работы и на более длительны,. и он, возможно, будет использован для установления нового порядка привлечения мигрантов.
Также он напомнил. что уже сейчас можно приехать трудиться в Россию вне квоты: в качестве квалифицированного специалиста, высококвалифицированного и для работы у физического лица — по патенту. И намекнул: «Скоро будут проработаны новые направления, и они будут интересные. Постараемся вас удивить».
Выступления остальных участников форума были менее интригующими и вполне предсказуемыми.
Разворачивались они во многом вокруг концепции миграционной политики России, которая в настоящее время разрабатывается правительством страны. В ближайшее время она должна быть представлена на суд общественности. «Мы рассчитываем на мудрость людей, которые отвечают в стране за это направление», — сказал президент Федерации мигрантов России Маджумдер Мухаммад Амин. Среди наиболее острых проблем мигрантов он выделил медицинское обслуживание в России. Сейчас иностранцы, приезжающие на работу, не имеют медицинских полисов и не могут рассчитывать на медицинскую помощь, кроме экстренной. И это неправильно. «Мы часто слышим: а почему Россия должна лечить иностранце за счет своего бюджета? Но мы на самом деле об этом и не просим — мигранты сами, за свои средства, готовы приобретать медицинскую страховку. Главное, чтобы возможность такая была», — сказал он.
Среди других болевых точек, озвученных представителями федерации мигрантов, — отсутствие возможности подучить русский язык в России, получить исчерпывающие знания по основам миграционного законодательства. И еще — поборы со стороны милиции.
«По закону милиция имеет право проверять регистрацию у человека, а миграционная служба — наличие разрешения на работу. Реально сотрудники милиции зачастую „караулят“ мигрантов по утрам возле торговых центров, рынков, метро и начинают проверять у них все документы. Если сразу заплатить полторы-две тысячи рублей — проверки прекращаются. Это унизительно. И гастарбайтеры не знают, как защитить свои права», — сказал Маджумдер Мухаммад Амин.
Также, по его словам, не решен вопрос со многими беженцами из Афганистана, Нагорного Карабаха. Грузии. Многие из них десятилетие живут в России, но до сих пор не имеют никакого статуса.
По словам члена Общественной палаты Александра Брода, за 11 месяцев 2010 года иностранцы на 64 процента перекрыли естественную убыль в России. Напомним, в позапрошлом году они ее перекрыли на все сто.
Марина Грицюк, «Российская газета» — Федеральный выпуск №5436 (60), 23.03.2011.

Справка «Новостей малого бизнеса»: По данным ФМС, квота на 2011 год по Санкт-Петербургу составит 197 тысяч человек, по Ленобласти – 17 тысяч. В 2010 году она составляла 210 тыс. и 22 тыс. человек соответственно.
Но реальные цифры значительно больше. Вот только последний пример. 22 марта этого года сайт «Конкретно.ру» сообщал о том, что петербуржцев, жители Красносельского района, за три года прописали в Северной столице 2850 приезжих из Средней Азии. Это делалось с целью получения выгоды: с каждого брали по 900 рублей. Итого: более 2,5 миллионов.