Водяные гости

В Северной столице появятся плавучие гостиницы, от идеи размещения которых давно отказались в Москве. Там мэрия борется с отелями на дебаркадерах

В середине февраля депутат Денис Четырбок внес на обсуждение постоянной комиссии по промышленности, собственности и предпринимательству городского парламента законопроект о внесении изменений в городской закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге». Суть документа заключается в предоставлении инвесторам в аренду бесплатных участков на городских набережных. Аренда целевая – для строительства отелей на воде.

Докладывая об этой инициативе, парламентарий Четырбок, возглавляющий комитет по законодательству, подчеркнул, что в соответствии с федеральным законодательством получить кусочек набережной бесплатно можно будет при наличии двух условий: город должен принять программу развития гостиничного хозяйства, а инвестором могут стать только представители малого и среднего бизнеса.

Предполагается, что развитие такого вида гостиниц призвано повысить интерес к Северной столице у туристов и привлечь дополнительные инвестиции.

«У плавучих гостиниц есть несколько преимуществ, – с воодушевлением изрек председатель комитета по законодательству в процессе обсуждения этой инициативы в ЗакСе. – При их возведении застройщик не обременен поиском нового земельного участка, меньше волокиты с оформлением необходимых документов. К тому же КГА уже разработал типовой проект таких многоэтажных сооружений на воде».

Однако оптимизм Дениса Четырбока, по наблюдению корреспондента «Новостей малого бизнеса», разделяют далеко не все его коллеги по парламенту. А вопросы и выступления, последовавшие после презентации законопроекта, свидетельствуют, что идея представляется депутатам несколько сырой.

Например, член комиссии по промышленности, собственности и предпринимательству Константин Чебыкин предложил прописать в законе технические характеристики гостиниц по высоте и номерному фонду. Депутат Оксана Дмитриева напомнила, что Санкт-Петербург охраняется ЮНЕСКО, и любое вмешательство в городские панорамы может дорого обойтись. По ее мнению, необходимо непосредственно в законе указать перечень мест, где такие гостиницы могут встать.

А парламентарию Михаилу Амосову явно не понравилось, что участки собираются предоставлять бесплатно. Ведь, скажем, в Стокгольме, развивая прибрежный квартал, руководство города разбило его на участки, оформило все нормативные документы по застройке и только после выставило места для размещения гостиниц на торги. «А вы предлагаете отдавать бесплатно, – возмутился он. – И кто же будет определять, кому дать, а кому не дать? И в какие суммы обойдется это решение предпринимателям?»


Плавучая гостиница в Юрмале (Латвия)

Ирина Иванова, которая последовательно отстаивает в городском парламенте интересы малого бизнеса, поинтересовалась, связана ли программа развития причалов с программой плавучих гостиниц и, если нет, то как они будут между собой сочетаться?

Следует признать, что автор законопроекта не растерялся. Михаилу Амосову он ответил, что строительство плавучей гостиницы обойдется инвестору в несколько сотни миллионов рублей, ведь надо будет подключать водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и электричество. Ирине Ивановой объяснил, что это разные программы, и их не стоит связывать между собой. А Оксане Дмитриевой предложил подготовить юридически точные формулировки в законопроект для защиты городских панорам.

Нана Гвичия, заместитель председателя комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга выступила категорически против ограничения мест. «Плавучие гостиницы есть во всех европейских городах», – пояснила она. По мнению чиновницы, привлекательность отелей на воде состоит как раз в том, что их можно расположить в самом центре Северной столицы. При этом заместителю председателя КИО Марине Янкиной законопроект не понравился. Она убеждена, что федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества» № 159-ФЗ, регулирующий отношения субъектов малого и среднего предпринимательства с государством, предполагает выкуп вместе с земельным участком, в данном случае – частью набережной. Она уверена, что этого нельзя допустить ни в коем случае. Правда, Иванова пояснила Янкиной: «В этом законе есть перечень объектов, не подлежащих выкупу. На мой взгляд, набережные приватизировать нельзя».


Отель на воде в Киеве (Украина) «Перлина Днепра»

Постоянная комиссия по промышленности, собственности и предпринимательству ЗакСа единогласно рекомендовала принять законопроект за основу, а все необходимые изменения решили внести поправками ко второму чтению. Принимать его депутаты собираются в срочном порядке.

А вот в Москве, между прочим, этап любви к плавучим отелям в столице прошел четыре года назад. Прежде мэрия рассматривала размещение около 200 таких объектов в период 2017—2025 годов как одно из возможных направлений развития туристической отрасли. Отели на воде планировалось организовывать на старых теплоходах и баржах.

Наряду с плавучими гостиницами столичные власти разрабатывали и проект по установке в акватории трехъярусных паркингов для избавления города от автомобильных пробок. Соответствующая схема размещения вблизи станций метрополитена и вокзалов 40 плавучих автостоянок, на 100 машиномест каждая, была подготовлена силами НИиПИ Генплана Москвы.

Однако 11 марта 2014 года появилось постановление № 114-ПП, запретившее использовать дебаркадеры в качестве гостиниц, а о парковках на воде говорить и вовсе перестали.


Затонувший отель-дебаркадер у Елагина острова (Санкт-Петербург)

Как сообщил тогда Департамент градостроительной политики столицы, «город отказывается от строительства плавучих отелей с целью предотвращения загрязнения Москвы-реки и иных водных объектов, засорения акватории и истощения вод, а также сохранения архитектурного облика». По утверждению Сергея Шпилько, на тот момент занимавшего пост главы столичного комитета по туризму и гостиничного хозяйства, а ныне президента Российского союза туриндустрии, в качестве альтернативы намечено строительство нескольких отелей на земле и развитие сети малых средств размещения.

Вскоре Максим Ликсутов, вице-мэр Москвы по вопросам транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, инициировал проверку дебаркадеров, которые превратились в плавучие рестораны. Было проинспектировано 42 объекта, большинство из них находилось в плачевном состоянии и подлежало исключению из государственного судового реестра.

Тем не менее, год назад столичные власти рассмотрели возможность появления до 10 отелей на воде в акватории Москвы-реки. Но только временно. Чтобы разместить туристов, которые приедут на Чемпионат мира по футболу 2018. Такие гостиницы, по словам Владимира Волкова, главного государственного инспектора по маломерным судам по городу Москве, могут быть оборудованы на базе речных плавсредств.

После завершения футбольного праздника они покинут набережные столицы.