«Маша и Медведь» вышли на тропу войны

В самом конце прошлого лета в небольшом магазине детских товаров в Красногвардейском районе приветливый молодой человек приобрел бейсболку с изображением героев сериала «Маша и Медведь», забрал товарный чек и, довольный, вышел на улицу. Через несколько минут он вернулся и попросил принести ему все товары, на которых изображены мультяшки. Покупатель якобы позвонил другу в Мурманск, и тот попросил привезти что-нибудь в подарок детям — ведь за полярным кругом такой чудесной продукции днем с огнем не сыщешь. Ему принесли зонтики и ветровки. Молодой человек купил тринадцать предметов с героями мультфильма. На каждый из них он попросил оформить товарный чек.

А в начале марта 2014 года редакции «Новостей малого бизнеса» стало известно, что в городе действует компания «Эдельвейс», которая как будто защищает права правообладателей мультсериала «Маша и Медведь». Августовский подарок детям «контрольного закупщика» «из Мурманска» компания оценила в 600 тысяч рублей.

Шапка по цене компьютера
Товарищей по несчастью долго искать не пришлось. Правда, как выяснилось, у остальных предпринимателей Петербурга «Эдельвейс» требует гораздо меньшую сумму – чаще всего, речь идет о 50 тысячах рублей. Столько, к примеру, запросили у Юлии Малкки, которая ведет торговлю на нескольких метрах в ТЦ на улице Бакунина. Тайный покупатель приобрел у нее мультяшную шапку, фиксируя общение с продавцом на видео. Через пару месяцев Юлия получила письмо из арбитражного суда. Оказалось, что иск от «Эдельвейса» рассмотрели без привлечения сторон (по упрощенному порядку) и потребовали от предпринимательницы компенсацию «ущерба». Правда, затем правообладателям пришлось умерить свой пыл. Женщина наняла адвокатов и ей удалось перевести дело из упрощенного делопроизводства в обычное. А потом прийти к мировому соглашению – Малкки и «Эдельвейс» «сошлись» на 25 тысячах рублей. Ровно во столько обошлась продажа одной шапки.
Такой исход дела можно назвать удачным. По закону за нелегальное использование образов мультгероев правообладатель вправе требовать с торговца от десяти тысяч до пяти миллионов рублей. Интересно, что до недавних пор «Эдельвейс» довольствовался минимумом. Но судя по всему, правообладатели быстро смекнули, что Маша редко появляется без Медведя, а Медведь – без Маши. Поэтому минимальная сумма компенсации теперь автоматически удваивается. Судя по жалобам петербургских «малышей», аппетиты «Эдельвейса» в последнее время стали расти и перевалили за полмиллиона.

Мультик в законе

«Маша и Медведь» – детище анимационной студии «Анимаккорд». Корреспондент «Новостей малого бизнеса» обратился к юристу компании, Артему Александрову, и попросил разъяснить позицию правообладателей.
«Эдельвейс» – наш юридический партнер, их деятельность согласована с нами», – заявил позицию своей компании Александров. Оказалось, что с помощью исков правообладатель хочет «повлиять на рынок розничных продаж. А именно – перевоспитать предпринимателей, нарушающих авторское право. Наш собеседник сообщил, что за один только прошлый год партнер инициировал более четырех тысяч исков. Любопытно, что в основном интересы компании сосредоточены в городах-миллионниках – Москве, Петербурге, Красноярске, Екатеринбурге. У представителей хороший послужной список выигранных дел: практика «баталий» с продавцам уже во всех инстанциях. Разве что кроме высшего арбитражного суда. Есть и любопытный юридический нюанс. Обычно компания просит у суда отсрочку, чтобы не платить госпошлину. Если ответчик проигрывает (а проигрывает он почти всегда), ему приходится не только выплачивать компенсацию, но и покрывать судебные издержки.
На вопрос, почему же борцы за авторское право не сражаются с оптовыми поставщиками нелегальной продукции, а наказывают рядовых торговцев, собеседник «Новостей малого бизнеса» сослался, что тех «не всегда можно обнаружить». Хотя со стороны может показаться, что обнаружить их «Эдельвейс» чаще всего и не пытается. Гораздо проще собирать по отработанной схеме деньги с продавцов.
Разумеется, говорить об уникальности дел с «Машей и Медведем» не приходится. Защищали свои права и создатели «Смешариков», только обходились без посредников с цветочными названиями. К тому же не так яростно атаковали частных торговцев и не вызвали такую волну возмущения.

Кара вместо компенсации

У независимых юристов реакция на подобные «крестовые походы» примерно одинаковая – «Эдельвейс» действует в рамках закона. Должного уважения к авторскому праву в российском обществе нет, а воспитывать его необходимо. И все же компенсация, которую взыскивают правообладатели через суд, должна оставаться компенсацией. То есть покрывать ущерб, нанесенный правообладателю, а никак не карать отдельно взятого торговца. Поэтому взыскивать 50 тысяч рублей за одну шапку даже специалистам по авторскому праву кажется несправедливым.
Юристы единогласно советуют предпринимателям вести учет документов по приобретению товаров, чтобы не попадать в подобные ситуации. Хотя это не так просто. Чаще всего владельцы маленьких магазинчиков и ларьков покупают товар у чуть более крупных торговцев с Апрашки за наличные. Разумеется, не получая взамен каких-либо объяснений и не заботясь о том, что должны разбираться в тонкостях авторского права. Теоретически, вслед за правообладателями «Маши и Медведя» дань с частников могу потребовать представители «Микки-Мауса», «Тома и Джерри» и прочих героев, которые часто появляются на детской одежде. А там, глядишь, подтянутся и всевозможные «Адидасы» с «Рибоками» и «Дольче с Габбаной». Увы, закон позволяет взимать с продавцов практически любые суммы. Отбиться от желающих мести правообладателей можно только в одном случае: если художественный образ, запечатленный на какой-нибудь шапке, не слишком похож на свой первоисточник. Но, как правило, избежать выплаты компенсации невозможно. Лишь уменьшить ее размер.
Разумеется, ни о каких суперприбылях в случае с маленькими ИП речи не идет. Для многих частников продажа пары кепок и футболок в день – способ продержаться на плаву, добавка к пенсии, которая позволяет выжить. Однако логика «Эдельвейса» представляет их монстрами, притесняющими бедных художников-мультипликаторов. Интересно, что же думают об этом сами мультипликаторы? Считают ли они, что авторскую собственность нужно так ожесточенно защищать? Мы попросили высказаться на этот счет сотрудницу одной из петербургских анимационных студий. По словам художника, простые аниматоры работают на зарплате, и никаких отчислений за использование своих работ не получают. Штрафовать же надо тех, кто производит нелегальную продукцию, а не торговцев – «особенно если это бедненькие старые бабульки».
Как прокомментировал «Новостям малого бизнеса» исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков, торговцам нужно больше внимания уделять происхождению товара, заручаться документами, чтобы в спорной ситуации переадресовывать все претензии изготовителям или массовым поставщикам продукции. Он считает: предпринимателям сначала необходимо убедиться, что структура, которая требует компенсацию, действительно уполномочена предъявлять такие требования. И если это так, то теоретически лучше идти на мировое соглашение, хотя в реальности оно может оказаться кабальным, губительным для торговца.

Нина Фрейман, «Новости малого бизнеса», фото с сайта http://www.nadezhda.ru/