День выборов

Взяв за основу постулат «Экономика страны неразрывно связана с малым бизнесом», в этот предпраздничный день, «малышам» решили дать шанс. А именно – получить заказ на производство продукции для крупнейших производственных компаний, таких как ОАО «Газпром газораспределение», ОАО «Адмиралтейские верфи», завода «Nissan – Санкт-Петербург» и других мастодонтов отечественной промышленности.

Говоря откровенно, инициатива КЭРППиТа и Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга не вызвала большого энтузиазма среди тех, для кого она была предназначена. Несмотря на 20-минутную задержку мероприятия, вызванную предположениями, что его главные зрители из числа малых бизнесменов могли застрять в автомобильных пробках, наводнивших город именно в этот день, большой конференц-зал Международного центра делового сотрудничества так и остался наполовину пустым. Или наполовину полным?

Суть конференции «Производственные заказы для малого бизнеса» сразу же обозначил заместитель председателя КЭРППиТа Кирилл Соловейчик. По его словам, главным источником модернизации нашей страны являются заказы. Именно ими, по мнению Кирилла Александровича, представители крупного бизнеса сегодня готовы снабжать своих «малых» коллег. Кто и когда их к этому подготовил, понятное дело, выяснять не стали. По крайней мере, из выступления президента петербургской ТПП Владимира Катенева, который сразу оговорился, что возможно подвергнется критике своих коллег, стало ясно, что готовность эта присутствовала если не всегда, то, по крайней мере, не у всех.

– Я неоднократно беседовал с представителями крупного бизнеса, которые выражали удивление по поводу того, зачем им отдавать часть своей прибыли, если они сами могут создать ООО или дочернее общество, которое будет выполнять их заказы, – поделился своими наблюдениями Владимир Иванович. – Таким образом, крупные предприятия начали создавать сеть своих компаний, что является разделением и размыванием малого бизнеса…

Нельзя сказать, что эта ремарка вызвала удовольствие у присутствующих, по крайней мере, Кирилл Соловейчик заметил, что подобная точка зрения вызовет критику не только у коллег Владимира Ивановича. Больше в этот день неудобных тем для размышления никто не предлагал.

Отдать должное – многие выступлений представителей крупных городских компаний, несмотря на некую утопичность, звучали вполне искренне.

Так, первый заместитель генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Евгений Целиков с большим энтузиазмом рассказал об инновационных способах очистки воды в Петербурге. Участвовать в распространении новой системы были приглашены все заинтересованные малые компании города, поскольку, по словам представителя «Водоканала», его организация стремится к тому, чтобы в технологии очистки участвовали именно российские разработки. Последняя ремарка вызвала заметное оживление в зале: сотрудники профильных организаций, присутствовавшие на мероприятии, начали предлагать Евгению Целикову свою продукцию. Заместитель гендиректора «Водоканала» выразил заинтересованность к бизнес-контактам, но в организованном порядке: вдохновившимся идеей сотрудничества было предложено по окончании конференции заполнить специальные анкеты, которые предполагалось незамедлительно вручить адресату.

Если очистка воды показалась петербургским предпринимателям реалистичным вариантом сотрудничества, то варианты, озвученные компанией ОАО «Газпром газораспределение», вызвали смешанные чувства. Конечно, участники конференции с большим интересом выслушали доклад начальника управления материально-технических ресурсов компании Юрия Мамчича. Однако сидящее в подсознании у бизнесменов словосочетание «жесткий тендер» на этот раз вырвалось наружу. По залу прошел шепот об утопичной составляющей сотрудничества с компанией Юрия Васильевича.

Жесткими оказались требования к потенциальным партнерам и у питерского «Ниссана». По словам генерального директора завода «Nissan – Санкт-Петербург» Дмитрия Михайлова, его ожидания от потенциальных производителей автокомпонентов достаточно высоки. Оказалось, что им необходимо не только производить, но и владеть вопросами поставок сырья для автокомпонентов, гарантировать высокое качество и уметь просчитывать всю стоимость проекта. Зато выполнившим все эти требования «Ниссан» гарантирует работу в команде, а также посильную помощь, которую компания может оказывать во взаимодействии с правительством Петербурга. Одним, словом, есть о чем поразмыслить.

В этот день малых бизнесменов приглашали к сотрудничеству представители компании ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Российский Банк Развития», ООО «БСХ Бытовые приборы», ОАО «Звезда» и другие крупные предприятия. В итоге, организаторы остались довольны проведенной конференцией: по их мнению, такое масштабное мероприятие стало существенной предпосылкой для возможного сотрудничества малого и крупного бизнеса.

Действительно, свои предложения многие предприниматели отразили в специальных анкетах. Но добиться ответа, что подумали «малыши» о реалистичности сотрудничества с предоставленными им на выбор компаниями, корреспонденту «Новостей малого бизнеса», увы, не удалось. Не потому ли, что его респонденты были очень воспитанными людьми?

Алла Серова, «Новости малого бизнеса»