молодежь и бизнес

79% молодых россиян планируют открыть собственный бизнес

Главное кредо будущих предпринимателей — свобода: в выборе идеи для реализации, рабочего графика и команды. Зарплата — потом.

Как показал опрос, проведенный молодежным акселератором Сбера и президентской платформой «Россия — страна возможностей», 84% школьников и 82% студентов хотят основать свой бизнес. 36% респондентов привлекает технологический бизнес, ещё 33% хотели бы вести традиционный бизнес — открыть кафе, торговое предприятие, салон красоты и прочее (среди студентов — 39%). Социальными проектами интересуются 17% респондентов.
Аналитики отмечают, что современная молодёжь видит много преимуществ в предпринимательстве. В первую очередь их привлекает возможность создавать новые продукты (76%). 53% отмечают возможность, став бизнесменом, выбирать те проекты, которые им нравятся. Каждого второго привлекает возможность сформировать свою команду и окружение. 46% видит плюсы предпринимательства в том, что зарплата зависит только от самого себя. Еще 43% считают преимуществом этой профессии возможность получить известность и признание обществом.
Среди преимуществ занятия бизнесом участники опроса отмечали и свободу выбора рабочего графика. При этом девушки чаще юношей отмечают в качестве преимуществ гибкий график (42% против 31%) и возможность удалённой работы (25% против 16%).
Эксперты отмечают, что чем старше респондент, тем реже преимуществом своего бизнеса называют гибкий график и отсутствие руководителя. Ценность внедрения чего-то нового чаще упоминают мужчины, чем женщины (52% против 47%).
Опрос также показал, что 20% молодёжи убеждены, что быть предпринимателем в России легко, а вот 54% полагают, что вести собственный бизнес в России скорее сложно. Среди препятствий открыть свое дело респонденты называют финансовые ограничения (65%), дефицит знаний и навыков (54%), непонимание, с чего начать (44%). 30% респондентов говорят, что у них нет команды единомышленников и экспертизы для продвижения идей. Большинство респондентов (87%) также считают, что предпринимателям важны такие навыки, коммуникабельность, креатив, критическое мышление.
Что касается возрастных ограничений, то молодые россияне (36%) считают, что возраст не важен для того, чтобы начать своё дело. Хотят тут мнения разделились: 9% отмечают, что делать первые шаги можно уже в старшей школе, 24% — что предпринимательство можно совмещать с учёбой в вузе либо посвятить себя делу сразу после обучения. А вот треть опрошенных или 30% отмечают, что сделать выбор в пользу предпринимательства следует, поработав в найме и набравшись опыта.
По словам управляющего директора Сбера по работе со стартапами Натальи Магидей, опрос показал, что у современных молодых людей высокая готовность к риску, активная жизненная позиция и интерес к технологиям. Многие из них рассматривают для себя предпринимательство как полноценную альтернативу корпоративной карьере. «А это значит, что налицо происходящие изменения в образе предпринимателя — его роль видится значимой и престижной», — утверждает она.