С выходом трудно, но важен оптимизм

Экономика у нас одна на двоих – Санкт-Петербург и Ленинградскую область, так надо ли концепцию ее восстановления формировать единой для агломерации в целом?

Дискуссию попытались организовать в ходе недавней онлайн конференции, на которой эксперты рассматривали риски и базовые экономические сценарии на текущий год. Открывая ее, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников предложил участникам выработать предложения в планы обоих регионов, а также федеративного центра.

Станислав Еремеев, Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.С. Пушкина, который взял на себя роль второго модератора обратил внимание экспертов на то, что тезис о свободной экономике не работает, резко выросла роль госрегулирования и его эффективности. «Мы столкнулись с тем, что то, что хорошо для Москвы, не всегда годится для провинции, – констатировал он. Копирование московских мер породило две важные проблемы: снижение экономической активности и потребительского спроса». Поэтому, считает Еремеев, для Северной столицы и 47 региона необходимы разные рецепты по выходу из кризиса.

Плохо будет всем

Принципы федерального антикризисного плана, озвученные ИО премьер-министра Андреем Белоусовым, очевидны. В их числе стимулирование спроса, снятие административных барьеров, упрощение госрегулирования, поддержка малого и среднего бизнеса и ряд других. Как заметил Солонников, на первом этапе государство планирует поддерживать бизнес и занятость, на втором – строить новую экономику. «Та экономика, которая была до пандемии, не может быть восстановлена, – размышляет директор Института современного государственного развития. Изменения будут серьезные и тяжелые. Из-за падения доходов качественно изменился спрос домохозяйств и госзаказ». По его мнению, спрос может упасть в два раза, и в такой ситуации важно, какие расходы сократит государство.

Вероятно, что социальные обязательства сохранятся, но крупные инвестпроекты попадут под сокращение. «В Санкт-Петербурге уже приостановлено финансирование судебного квартала, – напомнил Дмитрий Солонников, – Уоррен Баффет вышел из всех авиакомпаний, так как спрос на перелеты будет падать существенно». По его словам, экономика пятого уклада ударит не только по малому, но и по крупному бизнесу.

«Предстоит передел сферы собственности, – прогнозирует политолог. – Крупные банки открывают кредитную линию в ЦБ, крупные предприятия будут распродаваться и хорошо, если их купят госструктуры, а не иностранные компании». Предоставляя слово исполнительному директору Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Игорю Муравьеву, модератор предложил обсудить, какие сектора экономики останутся востребованными.

Не год-полтора…

«Вне зависимости от успешности предприятий текущая ситуация затронет всех, – начал Муравьев. – Есть иллюзия, что все вернется через год-полтора. Но этого не будет. Ситуация непривычна для всех. Без помарок, объективно, обойтись нельзя. Не привыкли быстро принимать решения».

По мнению эксперта, возрастает роль обратной связи от бизнеса. «Нужно не только критиканство, но активное участие в формировании новых законодательных инициатив, направленных на поддержку бизнеса и изменение действующих законов, – настаивает он. – Последний месяц показал, что не хватает информированности, а правоприменительная практика не всегда соответствует заявленным мерам».

Особенно важно мнение, считает Игорь Муравьев, таких секторов экономики, как сельхозпроизводство, онлайн торговля, информационные технологии. «Это точки роста», – уверенно заявляет он и добавляет: «Как член рабочей группы Госдумы по снижению издержек бизнеса, могу сказать, что порядка 300 предложений уже представлено на обсуждение нижней палаты (парламента). Они затрагивают сельское хозяйство, малый и средний бизнес».

Муравьев подтверждает тренд на более тесное взаимодействие государственных и частных предприятий. «Это необходимо для объединения усилий здорового бизнеса – говорит эксперт. – Нужна грамотная законодательная база, чтобы государственные средства поддержки тратились эффективно».

Еще требуется, на его взгляд, максимально снизить нагрузку на фонд оплаты труда, чтобы предприятия, которые твердо стояли на ногах, могли пережить кризис. Ответственным предпринимателям необходимо быстро переходить на цифру и перетягивать к себе профессионалов, которые остались без работы в связи с пандемией. От государства нужно – одно накачать экономику деньгами, чтобы не допустить вала неплатежей.

Экономику потащит цифра?

Вступив в дискуссию, заместитель председателя комитета ТПП РФ по развитию электронной коммерции Александр Лагунов констатировал всем известный тезис: в условиях пандемии интернет-торговля непродовольственными товарами серьезно выросла. Снижение эквайринга до 1% для малых предприятий стало толчком развития электронной коммерции, он подчеркнул, что следующим шагом должна стать отмена Платона, потому что для развития онлайн торговли любой транспорт должен передвигаться по регионам без ограничений.

Лагунов также отметил сложности в работе с региональными властями, которые ограничивают передвижение курьеров, останавливают транспорт на границах регионов.

С ним согласен и председатель экспертной группы по цифровой экономике ЛО ТПП Арсений Майоров. Ведь цифровые технологии помогают населению сохранить уже сформировавшиеся потребности.

«Мир никогда не будет прежним, – рассуждает Майоров, – и это большой стресс для людей. Мы столкнулись с тем, что возможности дистанционной работы не всегда могут быть применимы даже в сфере образования. Часто важен личный контакт».

И если Еремеев добавляет, что для удаленной работы необходимо создание устойчивой цифровой среды, то Солонников убежден: ее возможно создать на российской элементной базе.

А фермерам бы продукцию сдать

Однако первое реальное предложение по выводу экономики из кризиса прозвучало «с земли». Его высказал президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт-Петербурга Михаил Шконда.

Введение режима самоизоляции выявило серьезную проблему: отсутствие кооперативных связей между фермерами региона. «Закрылись точки продаж фермерской продукции, – констатирует Шконда, – сбывать ее стало некуда, в результате падение оборота составило не менее 30%. До карантина был рост продаж, но после его введения оптовики встали. Розничный сектор, который успел подрасти, не вытащил упавшие продажи».

По его мнению, следует создать собственную переработку либо каждому фермеру отдельно, чтобы продукция не пропадала, либо несколько кооперативных, куда производители могли бы сдавать свой товар.

Но для этого у фермера нет средств, а потому было бы правильно, если бы регион помог создать сеть кооперативных центров переработки. «Если бы не пандемия, мы бы уже начали создавать эти центры за свой счет, но сейчас без поддержки государства не получится», – утверждает Михаил Шконда.

И все-таки разные

В целом, резюмировал заместитель председателя Комитета по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей ЛО ТПП – адвокат Михаил Бойцов, режим самоизоляции в условиях действующего законодательства о ЧС всерьез ударил по бизнесу. Правовые акты были акцентированы на защите населения, законодатели не задумывались, как неожиданные меры могут сказать на ведении предпринимательства, отсюда и государственные решения, которые сейчас принимаются в авральном режиме.

При этом, по мнению Игоря Муравьева, промышленность 47 региона не испытывает трудностей благодаря своевременным мерам, принятым правительством Ленинградской области. «Более того, к нам обращаются из других субъектов РФ с просьбой о передислокации промышленных предприятий на нашу территорию», – подчеркнул он, не забыв, впрочем, отметить, что многое зависит от сохранения производственных цепочек.

Например, судостроение оказалось под ударом, так как с началом пандемии норвежские специалисты, которые помогали осваивать новые технологии производства рыболовецких судов, уехал, и в настоящий момент судостроительный кластер испытывает проблемы. Относительно лоббистских возможностей региона, глава областной ТПП подчеркнул необходимость тесного взаимодействия бизнеса и власти. Только действуя совместно можно добиться помощи от федерального центра, считает Муравьев.

А вот по поводу конкретных точек роста экономики – беседа захлебнулась. Оказалось, что ситуация с восстановлением предпринимательской активности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области резко отличается. Станислав Еремеев попытался это аккуратно обосновать тем, что Северная столица пострадала от пандемии больше, а в 47 регионе «бюджет формируется крупными и сельхозпредприятиями, которые не останавливались». Вывод пришлось сделать громким, но с пропагандистским уклоном: всем важно не потерять внутренний оптимизм.

Лилиана ГЛАЗОВА, фото с сайта «Финзона.ком»