Илья Львов

Бедность – наша реальность

Поэтому прежде чем внедрять западный опыт расписания работы супермаркетов, стране необходимо решить системные проблемы, считает петербургский предприниматель Илья Львов.

Член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Алексей Кондратьев считает, что необходимо ограничить работу крупных супермаркетов в выходные дни. Он предложил, по примеру Германии, закрывать с 20 часов пятницы до утра понедельника крупные гипермаркеты, супермаркеты и сети оптового формата. Небольшие оптовые торговые точки и магазины шаговой доступности останутся работать и в выходные. Своей точкой зрения по данному вопросу с порталом «Новости малого бизнеса» поделился петербургский предприниматель Илья Львов.
«Прежде всего, это предложение не реализуемо практически, так как сетевая торговля в России за последние годы активно вытеснила мелкую торговлю по всей стране и занимает большую долю в обеспечении населения продуктами, — отметил он в беседе с нашим корреспондентом. – Поэтому ограничение работы крупных супермаркетов и сетевых магазинов в выходные дни моментально создаст немалые неудобства для граждан страны. Мы получим пятничные огромные очереди, избыточные траты на еду про запас на выходные. Будет так — «Сколько брать, одну или две? Бери три, в выходные будет закрыто и не купить».
По мнению эксперта, на первый взгляд, подобное ограничение могло бы и вправду дать толчок развитию малого бизнеса — большой магазин закрыт, и люди вроде бы будут вынуждены идти за покупками в небольшой. «Но в наших реалиях это ничего не даст, – утверждает предприниматель. — Прежде всего, из-за низкой покупательной способности населения, если говорить проще – из-за бедности людей, которые вынуждены экономить каждую копейку. Маленький магазин не может получить такую же низкую оптовую цену, как и крупные сети, поэтому цена априори у малого бизнеса будет выше. И люди будут либо закупаться про запас в пятницу, либо пережидать до понедельника, чтобы купить подешевле, да еще и со скидкой в крупном магазине».
По мнению Львова, немалую роль в постепенном вымирании малых магазинов сыграло ограничение для малого бизнеса на торговлю алкоголем. «У меня рядом с домом (именно в шаговой доступности) закрылся небольшой продуктовый магазин, работавший до этого лет 20 и куда было удобно заходить за небольшими покупками. Закрылся именно по причине невозможности малому предпринимателю продлить лицензии на алкоголь. И для хозяина этого магазинчика закон о закрытии соседних сетевых магазинов по выходным вряд ли станет толчком снова открыть свой бизнес», — привел пример собеседник портала.
Как утверждает Илья Львов, прежде, чем предлагать сделать «как на Западе» что-то одно, в России надо менять всю систему. По его мнению, необходим доступ для малого бизнеса к дешевым кредитам для возможности выкупа помещений в собственность (чтобы не зависеть от высокой аренды частного собственника или произвола чиновников при аренде принадлежащих государству помещений) и для пополнения оборотных средств. При этом важно развитие большого числа малых производителей продукции, которые не смогут обеспечить потребности крупных сетей, но для которых интересно будет работать именно с такими же малыми торговцами. Кроме того, он считает, что очень важным должно стать одинаковое отношение со стороны государства как к малому бизнесу, так и к крупному. «Заметьте, я не говорю даже о каких-то послаблениях для малого бизнеса, а только о прекращении лоббирования интересов крупных сетей, которое заметно невооруженным взглядом, — подчеркнул бизнесмен. — Ну и, конечно же, даже эти и другие меры не помогут развиться малому бизнесу ни в торговле, ни в производстве, если люди в стране и дальше будут нищать. Ведь именно снижение покупательской способности населения России является одним из основных факторов продолжающегося уже несколько лет у нас кризиса».
Предприниматель уверен, что только после появления реального экономического роста (а не нарисованного в 2018 году статистиками), когда у людей возрастут доходы, после создания новой системы, когда не будет столь явного перекоса на рынке торговли продуктами в сторону крупных сетей – только тогда можно будет подумать над введением преференций для малого бизнеса в виде запрета на работу супермаркетов по выходным дням.