Конкурс «на заказ»?

Смольному заведомо известны торговцы, выходящие на городские улицы

ПРОШЕДШИЙ, 2017 год можно смело назвать ярмарочным. Сначала городская власть запретила торговлю из палаток. Но районы тут же перестроились и начали проводить «фестивали». По весне Смольный попытался урезонить удельных князей, издав соответствующий закон о ярмарках. Первые же конкурсы, проведенные в середине осени, показали – ярмарочные миллиарды остались в прежних руках. Только вывеска немного поменялась. Не для новичков новый закон писан…

Эдуард и Наталья Гажура – малый семейный бизнес. Шьют в небольшой мастерской одежду, а затем торгуют изделиями собственного производства и немного чужими, для ассортимента. В предприниматели супруги подались давно, на удивление однополчанам Эдуарда, прошедшего Афганистан. Многие из бывших солдат Ограниченного контингента занялись в смутные времена охранным бизнесом, а инвалид Гажура выбрал для себя более мирное занятие.

СЕМЕЙНАЯ мастерская пережила не один кризис. Торговля порой шла ни шатко, ни валко. К 2017 году супруги задумались: может, имеет смысл не только реализовать продукцию в двух арендованных павильонах, но и выйти к народу поближе. Организовать, например, небольшую ярмарку, где наряду с изделиями от ИП Гажура продавалась бы одежда других производителей.
Будучи людьми законопослушными, Эдуард и Наталья терпеливо дождались, когда появится петербургский закон о ярмарках. И обнаружили, что отныне такая торговля может вестись только в НТО, которые включены в Схему размещения.

ТОРГОВЫЕ объекты, в свою очередь, должны отвечать проектным решениям, которые в соответствии с Правилами Благоустройства утверждены эстетическими регламентами. Чтобы не попасть впросак, ИП Гажура обратилось в КГА, запросив, могут ли супруги использовать при проведении ярмарки те виды торговых конструкций, к которым уже привыкли горожане?

В начале августа Эдуард получил обстоятельный ответ от начальника Управления ландшафтной архитектуры КГА Елены Кириченко. Из бумаги следовало, что требования «к внешнему виду и размещению НТО, включая павильоны, палатки, киоски, определены» в эстетическом регламенте. Однако в настоящее время чиновники собираются переделать этот документ «в части типового внешнего вида НТО, используемых при проведении ярмарок».

НЕ ДОЖИДАЯСЬ того, пока КГА разберется с типовым внешним видом, КРППР уже опубликовал на своем сайте информационные сообщения о проведении конкурсов на право выполнения функций организатора ярмарок выходного дня. И это заставило Наталью Гажура обратиться за разъяснениями в ведомство по развитию предпринимательства, чтобы уточнить, какие именно НТО могут предназначаться для организации ярмарочной торговли.

Отвечать на прямо поставленный вопрос взялась первый заместитель председателя КРППР Лидия Громова. Она сообщила, что НТО должны соответствовать эстетическому регламенту. И тут же уточнила, что Комитет направил письмо в КГА о внесении дополнений в циркуляр Смольного «от 31.01.2017 № 40 в части типового внешнего вида НТО, используемых при проведении ярмарок».

Предположение заявителя о том, что раз требования, указанные в конкурсной документации, не соответствуют утвержденному эстетическому регламенту, то КРППР, как и организаторы ярмарок и торговцы-участники, нарушают региональное законодательство, чиновники даже не попытались опровергнуть.

ОДНАКО наступило 10 октября. В этот день КРППР опубликовал итоги проведенных конкурсов. А победители получили право организовывать ярмарки до того, как КГА утвердил типовой внешний вид НТО.

Вместо этого в конкурсной документации появились требования к оборудованию, которые, похоже, заведомо предполагали победу конкретного претендента по жестко определенным адресам.

Например, предпринимателям надлежало установить деревянные домики коричневого цвета, размером не менее 2×2х2,4 м (Красногвардейский район). Или торговые палатки одного стиля и единой цветовой гаммы, размером не менее 1,5 х 1,5 м (Невский район). Еще более детально было описано в документации торговое оборудование для ярмарок в Калининском районе – НТО, стилизованные под деревянные домики светлых тонов, где размером 2,8×2,6×3,5 м, а где – 3,0×2,0×4,0 м. Не забыли указать даже, что крыши таких домиков необходимо сделать из мягкой черепицы, пол из ДСП, а окна закрыть жалюзи.

ОТЛИЧИЛСЯ и подведомственный Лидии Громовой ЦКК, так же вышедший победителем в этом бизнес-состязании. Там от операторов ярмарок потребовали не только размерность НТО, но даже высоту прилавка не менее 80 см от пола.

В павильонах бежевых или коричневых тонов, по указанию ЦКК, требуется обшить наружные стены натуральным деревом – с декоративной покраской, обработать их противопожарной смесью, а сами НТО обязаны иметь рабочий вход и ставни упорами размером не менее 2×1 м, обшитые фанерой с внутренней стороны.

Немаловажно, что одним из критериев победы являлся опыт работы, баллы по которому начислялись исходя из количества исполненных контрактов по организации такой торговли и отработанных в этом качестве дней. Обычно так случается, если конкурсная документация пишется «на заказ».

ВЫХОДИТ, таким, как ИП Гажура, нечего делать на шумных ярмарках. Здесь, как говорится, все поделено без них. Если в прежние времена ярмарки получали право на жизнь во многом исходя из личных предпочтений должностных лиц, то теперь те же «любимые» организаторы будут торговать на основании того, что стояли раньше.

Эдуард и Наталья Гажура по-прежнему шьют одежду, а затем торгуют изделиями собственного производства и немного чужими, для ассортимента, в двух арендованных павильонах…

Игорь ГРОМОВ