легпром

Масс-маркет мельчает, люкс-сегмент падает. Российский легпром приспосабливается к условиям пандемии

Антикризисная онлайн-конференция индустрии моды и легпрома собрала 1600 участников со всей страны, чтобы выработать рецепты выживания.

Среди тех, кто с 22 по 25 апреля обсуждали жизнеспособность отрасли – представители фабрик и предприятий легкой промышленности, марок, магазинов и проектов из смежных областей. Среди них – как крупный бизнес (например, befree или Etam), так средние и нишевые игроки (Ushatava, I Am Studio «Волчок»), а также аналитические и консалтинговые агентства (Trendsquire, «Штаб», Setters). Координацию общего сбора осуществлял Ульяновск при поддержке Минпромторга.
По словам руководитель линии Trend Алины Мартинез-Цуцу, ситуация в масс-маркете далека от позитивной. В конце марта продажи befree упали на 97%. Сначала падение произошло из-за закрытия всех розничных магазинов, но и переход в онлайн привел к негативным результатам – продажи упали не только в собственном интернет-магазине, но и на площадках Wildberries и Lamoda. Пришлось отказаться от планов по открытию в течение 2020 года шести новых магазинов. Однако в последнее время, замечает Мартинез-Цуцу, продажи онлайн-магазине befree восстановились до прошлогоднего уровня. Бренд собирается выходить на китайский рынок.
Как говорит руководитель проектов индустрии Fashion в «Яндексе» Валерия Немирова, падение числа запросов, связанных со сферой моды было зафиксировано еще в двадцатых числах марта. Тем не менее, в апреле они сменили вектор, постепенно выросли на 10,4%, что приблизило цифры к показателям начала февраля. Пожалуй, наибольшая динамика в период карантина наблюдается в категории обуви, потому что потребители приобретают товар в связи со сменой сезона. Что касается категории «Белье и одежда для дома», то динамика сохраняется на прежнем уровне. Больше всего карантин сказывается на потребителях люкс-сегмента.
Эксперты констатируют, что смещение покупок в онлайн продолжится и по окончании кризиса, к тому же в интернет пришла аудитория 50+, которая раньше предпочитала посещать розничные магазины. В целом же легпрому необходимо подготовиться к тому, что потребители будут еще долго вести себя более осмотрительно, рационально расходовать средства и придирчиво относиться к стандартам гигиены и санитарных норм.
Как отрасль переживает карантин? Отвечая на этот вопрос, основательница петербургского бренда спортивной одежды Stayer Татьяна Иванова сослалась на необходимость взаимодействия с Минпромторгом. Именно это позволило бренду избежать простоя: «Получили заказ на маски, невыгодный контракт – его задача просто чуть-чуть помочь производству». Иванова подчеркивает, что Stayer приступил к выпуску медицинских мембранных комбинезонов, но уже в кооперации с другими производителями, поскольку к этому виду продукции предъявляются «довольно сложные требования к безопасности и дезинфекции».
По всей вероятности, общий настрой отрасли и рецепт восстановления легпрома после завершения карантинных мер выразила председатель координационного cовета Легпром-кластера Иркутской области Анна Репина. Компании переходят на выпуск небольших партий, организацию мелкосерийного производства, чтобы более гибко отвечать потребностям рынка.