свое дело

Высшая школа менеджмента СПбГУ изучила предпринимательство

Специалисты университета сделали вывод, что предпринимательский сектор расширяется, хотя данные Росстата говорят об обратном.

В 2018 году число россиян, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями, составило 5,5% взрослого трудоспособного населения страны. По показателю ранней предпринимательской активности Россия опередила Кипр, Италию, Германию, Польшу и Японию, но отстала от Бразилии, Индии и Китая.
Такие данные опубликовала на своем сайте Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, специалисты которой участвовали в крупнейшем в мире исследования предпринимательской активности — «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM). Так, в последнем опросе по всему миру участвовали более 155 тыс. человек.
Количество людей, чей бизнес существует на рынке более трех с половиной лет, составило 4,9% взрослого трудоспособного населения, что на 0,6% меньше, чем в 2016 году. По словам руководителя проекта GEM в России, доцента ВШМ СПбГУ Ольги Верховской, несмотря на незначительное снижение индексов предпринимательской активности, в сравнении с началом 2000-х годов, когда только каждый 20-й гражданин России был вовлечен в предпринимательскую деятельность, в последние годы уже каждый 10-й житель России либо создает новый бизнес, либо уже является предпринимателем.
По результатам мониторинга, в 2018 году число создаваемых бизнесов превысило количество закрытых на 88%, что позволило исследователям говорить о расширении предпринимательского сектора. Отметим, что итоги «Глобального мониторинга предпринимательства» противоположны результатам исследования международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, аналитики которой оценили комфортность бизнес-среды в субъектах РФ, основываясь на данных Росстата о количестве созданных и закрывшихся в 2018 году предприятий. Как сообщал портал «Новости малого бизнеса», в 2018 году в России открылось 290 288 предприятий, а прекратили свою деятельность в два раза больше — 622 111. Таким образом, «смертность» российского бизнеса превышает «рождаемость».
По данным GEM, положительно оценивает условия для создания бизнеса 22,8% респондентов, что на 5% больше, чем при предыдущем опросе. При этом лишь 5,1% россиян намереваются создать свой бизнес в ближайшие три года (показатель почти не изменился с прошлого исследования).