сетевой ритейл

Сети увеличивают долю, но наказать их нельзя

Руководство Управления ФАС по Санкт-Петербургу озвучило последние данные по состоянию ритейла в Северной столице. Побит очередной «рекорд» не только в городе, но и в России: доля продовольственных торговых сетей составила 91%.

Глава УФАС Вадим Владимиров сожалеет о снижении доли магазинов шаговой доступности. Но, по его мнению, такова тенденция во всем мире, и малому бизнесу стоит проявлять креативность, чтобы оставаться на рынке. Например, открыть магазин по торговле сыром, где будет представлен широкий ассортимент этого продукта (300 видов и более). Либо пригласить на должность продавца известного в районе человека, это привлечет покупателей, передает корреспондент «Новостей малого бизнеса».
По информации руководителя УФАС, в Петербурге произошло еще одно важное событие: торговая сеть X5 Retail Group («Пятерочка») перешла порог, допустимый законодательством – четверть рынка. Доля этой компании по данным Росстата превысила 27%. И теперь к этой компании будет привлечено пристальное внимание антимонополистов. «Мы будем внимательно следить за компанией и будем обращаться с суд в случае открытия новых площадей, — подчеркнул Вадим Владимиров. – Правда, есть нюанс: если договор заключен до обнародования данного факта Росстатом, то будем подходить лояльно». Одним словом, к договорам, заключенным на аренду помещение или строительство магазинов X5 Retail Group в прошлом году, претензий предъявлять никто не собирается, ведь любой бизнесмен стремится к монополии, считает глава УФАС. Но вот от новых объектов придется отказаться.
Тогда как одна компания процветает, некоторые торговые сети уходят с рынка. В 2017 г. торговые объекты сети «К-Руока» перешли к торговой сети «Лента». В 2018 году супермаркеты «О’Кей-экспресс» перешли к X5 Retail Group. На их месте открылись супермаркеты «Перекресток». Ритейлер «О’Кей» оставил себе только формат гипермаркетов. В 2019 году сокращается сеть «Полушка», часть ее торговых объектов переходит к другим торговым сетям. При этом коллективного доминирования торговых продовольственных сетей антимонополисты не находят. Потому что, по законодательству, для коллективного доминирования необходимо наличие трех условий: совокупная доля (в Петербурге в наличии доля трех сетей — X5 Retail Group, «Лента» и «О’Кей» — превышает 50%), неизменность доли каждой в течение длительного времени (у нас этого нет), товар не может быть заменен иным товаром при его потреблении (тоже отсутствует). А если не присутствуют все три признака совокупности признать доминирование и применить закон «О конкуренции» не получится.