госзаказ для МСБ

Доверие поможет преодолеть сложности

Федеральный закон 223-ФЗ обсудили в третий день экономического форума на панельной сессии «Крупные российские и иностранные компании vs малый и средний бизнес: взаимное доверие заказчика и поставщика».

Генеральный директор – председатель правления АО «Корпорация «МСП» Александр Браверман отметил, что в 2015 году у малого бизнеса закупали товаров по 8,4 тыс. номенклатурным позициям, в 2016 — около 100 тысяч, в 2017 — 160 000, а в этом году уже перешли за 200 тысяч позиций. Иными словами, положительные сдвиги в поддержке и развитии малого бизнеса происходят. Модератор предложил голосованием подтвердить, так ли это. Итоги показали: что доступ к госзакупкам улучшился значительно, считают 12,2%, незначительно – 44,8%, утверждают, что ничего не изменилось 35,9%, доступ усложнился – 4,5%, усложнился значительно – 2,6%. Результаты аналогичного голосования, проведенного на ПМЭФ-2016, показало следующие результаты соответственно: 11,81%, 26,5%, 54,9%, 3,9%, 2,9%. Одним словом, ситуация, хоть немного, но улучшилась, передает корреспондент «Новостей малого бизнеса».

Вместе с тем, на сессии озвучили проблемы, которые мешают плодотворному сотрудничеству малышей с крупными компаниями. «Серьезной проблемой остается необходимость готовить огромный пакет документов, — говорит директор направления «Новый бизнес» АСИ, председатель НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса» Артем Аветисян. – И это помимо большого количества площадок. Не надо забывать, что и стоимость участия на некоторых доходит до 120 тыс. рублей в год».
«Еще одна проблема — существование фирм-прокладок, через которые реальный поставщик не может пробиться и, в лучшем случае, получает этот тендер на субподряд, отдавая 20- 30 процентов от цены контракта», — говорит генеральный директор НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса» Сергей Глухов. В числе прочих проблем назывались несоразмерность штрафов, накладываемых на разные стороны, необоснованные отмены аукционов без возврата внесенного взноса, ограничение доступа для новых предприятий, закупка у единственного поставщика (больше 50%), технические задания, написанные под определенного поставщика.
Проблема будет решена, если ввести простую и понятную сертификацию и аккредитацию для малого бизнеса, стандартизацию заявок и квотирование участников, особенно высокотехнологичных компаний. Также предлагалось установить экспертную оценку продукции в тех случаях, когда цена снижается более, чем на 25%. Почти в самом конце заговорили о необходимости доверия между поставщиком и закупщиком. Но доверие не берется из воздуха, оно формируется в процессе взаимоотношений и сотрудничества.