Петр Шелищ

Петр Шелищ предлагает учить потребительской грамотности со школьной скамьи

Между тем, по мнению председателя Союза потребителей России, принятый в 1992 году в России закон о защите прав потребителей кардинально устарел.

Конференция «Эффективное функционирование системы защиты прав потребителей как необходимое условие повышения качества жизни петербуржцев» прошла в Мариинском дворце, сообщает корреспондент портала «Новости малого бизнеса».
Вместо спикера ЗС Вячеслава Макарова участников конференции, по преимуществу, студентов Политехнического и Экономического университетов, приветствовал депутат Александр Кущак, а вместо председателя КРППР Эльгиза Качаева – начальник управления развития потребительского рынка ведомства Елена Подгорная. Депутат напомнил, что в закон «О защите прав потребителей», принятый в 1992 году, за время его действия внесено свыше 200 поправок. А Елена Подгорная рассказала о создании при губернаторе координационного совета по потребительскому рынку и разработке региональной программы по защите прав потребителей, составной частью которой станет бесплатное оказание экспертных услуг малоимущим гражданам в случае приобретения ими некачественного товара.
Основным докладчиком на конференции выступил председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Напомнив, что в декабре 2015 года Генассамблея ООН приняла новую редакцию резолюции ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», он подчеркнул, что документ вдвое расширил состав законных потребностей граждан. В частности, государство должно обеспечить доступ потребителей к услугам первой необходимости, защищать потребителей, находящихся в уязвимом и неблагоприятном положении, содействовать внедрению рациональных моделей потребления, обеспечить защиту потребителей в сфере электронной торговли в том же объеме, что и в других видах торговли, а также защиту личной информации потребителей и свободу глобального обмена информацией.
По его словам, первые два из этих принципов были заложены в закон о защите прав потребителей, принятый в СССР в 1991 году. Однако этот документ так и не вступил в силу, так как в декабре того же года страна распалась, а в феврале следующего уже приняли российский закон, действующий по настоящее время. К сожалению, по мнению докладчика, он устарел и требует кардинальной корректировки, однако вместо поправок Президент предложил разработать Потребительский кодекс РФ, на создание которого может уйти несколько лет.
В условиях несовершенного законодательства государство все же пытается исполнять свои функции защитника. Например, советник Министра промышленности и торговли Виктор Евтухов активно продвигает программу субсидирования товаров отечественного производства гражданам с низкими доходами.
Петр Шелищ также высказал недовольство российской системой страхования, которая на возмещение ущерба тратит только 39% собранных с населения средств, тогда как в других странах выплаты составляют до 80%. По его мнению, именно поэтому только 18% россиян страхуют свои жизни и имущество, остальные предпочитают не тратить деньги зря. Не смотря на плачевное состояние отрасли страхования, глава Союза потребителей все же считает необходимым ввести лекарственное страхование, так как, по его словам, в противном случае медицинская помощь оказывается фикцией: большинство россиян не в состоянии оплатить нужные для лечения лекарства. Также он считает необходимым ввести потребительское образование. Причем, сделать это не путем введения нового предмета, а путем включения в учебники задачек и упражнений из жизни потребителей. Например, порешать на математике задачи по кредитованию, а на химии поизучать потребительские свойства продуктов питания. Осталось найти авторов, готовых такие учебники создать.