Глава депутатской комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Алексей Макаров прокомментировал действие в Петербурге Закона об оценке регулирующего воздействия нормативно-правовых актов.
Закон действует уже не один год, тем не менее, проверка Минэкономразвития показывает, что от 30 до 40% принимаемых актов содержат избыточные для бизнеса требования. Корреспондент портала «Новости малого бизнеса» поинтересовался у председателя постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания Петербурга Алексея Макарова, как работает система оценки регулирующего воздействия в Петербурге? Учитывают ли городские власти влияние на бизнес их решений? Насколько важно существование системы оценки регулирующего воздействия на муниципальном уровне? И действительно ли она может уберечь бизнес от дополнительной нагрузки? Публикуем его ответ.
«Согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2014 № 244 «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия в Санкт-Петербурге», процедуре проведения ОРВ подлежат проекты региональных законов, проекты нормативных правовых актов, а также уже действующие законы и нормативные правовые акты правительства города и иных исполнительных органов государственной власти города, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Проведение процедуры ОРВ в отношении нормативно-правовых актов необходимо в случаях:
- введения обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо наличия в них положений, способствующих их введению, в том числе установление требований для целей допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению предпринимательской деятельности;
- наличия в них положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Санкт-Петербурга;
- организации и проведения государственного контроля (надзора) в области осуществления предпринимательской деятельности.
Исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, ответственный за участие в реализации государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в ходе подготовки проекта городского закона или проекта нормативного правового акта проводит предварительную оценку на предмет содержания в тексте следующих положений, вводящих:
- избыточные административные и иные ограничения, обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или создающих условия к их введению;
- необоснованные расходы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- необоснованные расходы бюджета Санкт-Петербурга;
- необоснованные ограничения конкуренции.
Если указанные положения не содержатся в тексте проекта, регулирующий орган принимает решение об отсутствии необходимости проведения процедуры ОРВ в отношении проекта.
Регулирующий орган в ходе подготовки проекта в случае принятия решения о необходимости проведения процедуры ОРВ проводит оценку эффективности государственного регулирования.
В рамках проведения оценки эффективности государственного регулирования регулирующим органом проводятся публичные консультации в целях учета мнения субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и предоставленной ими информации о возможных последствиях государственного регулирования. Участие в публичных консультациях могут принимать: региональные объединения организаций и граждан (потребителей) в сфере осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, юридические лица и граждане (потребители), а также научно-экспертные организации.
Дополнительно регулирующим органом могут проводиться опросы бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества, включая иностранных экспертов, интернет-опросы, совещания с заинтересованными сторонами. По результатам публичных консультаций регулирующим органом подготавливается справка по всем полученным предложениям.
Уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти проводится экспертиза предварительного заключения об ОРВ регулирующего органа и проекта. В случае отсутствия замечаний к качеству предварительного заключения об ОРВ и выполнению процедур уполномоченный орган направляет в регулирующий орган экспертное заключение об ОРВ без замечаний, требующих устранения».