Интернет-магазины – зона повышенной опасности как для потребителей, так и для предпринимателей

Эксперты рекомендуют  для оплаты покупок в Интернете держать отдельную карту с небольшой суммой на ней.

 

В 2016 году Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу провело 4500 надзорных мероприятий и составило 6 297 протоколов о нарушениях, выписав штрафы почти на 40 млн рублей, сообщает корреспондент портала «Новости малого бизнеса».

По словам заместителя руководителя ведомства Елены Смирновой, больше всего нарушений выявлено в сфере розничной торговли. Далее идут медицинские услуги, образовательные услуги, общественное питание, гостиничные услуги и долевое строительство.

Елена Смирнова также сообщила, что растет число обращений граждан. Если в 2005 году в Роспотребнадзор поступило всего 624 жалобы, то в 2016 – 22500. Рост в 36 раз. Полторы тысячи из них — на Интернет-магазины. Жалуются, в основном, на некомплектность поставки, задержку доставки и увеличение стоимости заказа уже после его оформления. Кстати, на Интернет торговлю приходится 25% всех продаж, примерно 1 трлн рублей в минувшем году.

Елена Смирнова подчеркнула, что Почта России отвечает только за доставку товара и не несет никакой ответственности за содержимое посылки. Поэтому если вместо заказанного айфона вам пришла посылка с куском пластмассы, виноват магазин. А привлечь его очень сложно, так как сайты, как правило, расположены на зарубежных серверах, контактная информация либо ложная, либо отсутствует вовсе, и найти мошенника весьма затруднительно. Она рекомендовала прежде, чем совершать покупку на том или ином сайте, проверять на сайте налоговой службы www.nalog.ru данные о компании, с которой планируете заключить договор.

«Мошенничество – одно из самых распространенных преступлений в Интернете, — подтвердил слова чиновницы старший инспектор центра организации применения административного законодательства Управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области майор полиции Александр Попов. – Сайты не персонифицированы, а деньги сразу переводятся за рубеж. Мы стараемся бороться с ними, блокируем их, но реального результата пока нет».

Чтобы был результат, необходимо соответствующее законодательство, считает президент ассоциации компаний Интернет-торговли Алексей Федоров. По его информации, 70% всех сайтов России находится в зарубежных доменных зонах. «А вот в Германии приняли закон, требующий от Интернет-магазинов расположения только в национальной доменной зоне, — рассказал он. – И обязали торговать исключительно по предоплате, защитив тем самым и бизнесменов. В России же никто не защищен, ни потребители, ни предприниматели».

Алексей Федоров рассказал историю, когда житель Новосибирска заказал в московском Интернет-магазине 6 одинаковых столов, а когда товар ему привезли,  сказал, что ему нужен только 1 стол, а 6 он заказал, чтобы выбрать самый качественный. Пришлось магазину за собственный счет, заплатив приличную сумму, возвращать товар обратно в Москву. Этой ситуации не было бы, если бы покупатель вносил предоплату, уверен Алексей Федоров.

Еще один участник пресс-конференции, сопредседатель Российского Союза потребителей Анатолий Голов напомнил, что в феврале исполнилось 25 лет со дня принятия закона «О защите прав потребителей» — самого работающего закона в стране. Он также рекомендовал для оплаты покупок в Интернете держать отдельную карту с небольшой суммой на ней.

Полную информацию о своих правах как потребителя можно получить в региональном Центре по соблюдению прав потребителей, расположенном в доме 90 по набережной реки Мойки (оф.403). А также 15 марта в День открытых дверей в региональном управлении Роспотребнадзора по адресу: Стремянная улица,19 с 9:00 до 18:00.