Юрий Вейков: «Минусы бросаются в глаза»

Законопроект предлагает окрасить все автомобили такси в один из трех цветов: черный, белый или серебристый. Мнением о возможных последствиях данной инициативы поделился Юрий Вейков.
Что касается цветов, предложенных в петербургском законопроекте, их плюсы не столь очевидны, а минусы бросаются в глаза. Главный (и практически единственный) плюс: белый, серебристый и черный цвета чаще других используются фирмами — производителями автомобилей. Выбором инициаторов закона, по всей видимости, руководили благие намерения: желание снизить затраты перевозчиков на перекраску машин (раз цвета популярны, многие машины не потребуется специально приводить в соответствие требованиям закона). Напомним, что средняя стоимость перекрашивания машины на рынке – 100 тысяч рублей. Именно эти навязываемые расходы вызвали взрыв негодования перевозчиков при обсуждении законопроекта в 2012 году.
Оборотная сторона медали: на дорогах Петербурга и так преобладают машины перечисленных цветов. Будут ли тогда такси выделяться в общем потоке машин именно цветом, а не колпаками и шашечками? Вряд ли, тем более что внутри предлагаемых цветовых гамм (то есть рядов гармонически взаимосвязанных оттенков цвета) может быть еще и широкий разброс оттенков. И все они будут допустимы для окраски такси. Официальный сайт ГИБДД МВД России не публикует никакого каталога цветов автомобилей, поэтому воспользуемся таблицей на популярном сайте colorscheme.ru. В ней – более 200 расцветок, которые применяют российские и зарубежные (только с другой кодировкой цветов) автопроизводители. В столбце «описание цвета (для техпаспорта)» великое множество соответствующих требованиям законопроекта позиций: несколько вариантов белого (наименования «Айсберг», «Альпийский снег», «Белое облако» и др.), более 70 (!) оттенков серебристого и около десятка вариантов черного цвета. По-видимому, цвет в этой характеристике упоминается, если он включен в композицию при изготовлении краски. Иначе чем объяснить, что вышеназванные расцветки – это практически вся цветовая палитра? Например, краски «бергамот» (серебристо-зеленая), «миндаль» (серебристо-бежево-розовая) и «паприка» (серебристо-красно-оранжевая), да и многие другие, на взгляд обывателя, ничего общего ни друг с другом, ни с серебристым цветом не имеют. Будут ли автомобили всех цветов радуги ассоциироваться с официальным такси? Прогнозируемый результат: цветовой унификации внешнего вида автомобилей такси не произойдет, хотя по документам все машины будут белыми, серебристыми или черными.
Второй минус в том, что белый, серебристый и черный цвета – практически самые «опасные» на дорогах, о чем говорят различные исследования статистики дорожно-транспортных происшествий.
В- третьих, и это можно сказать наверняка: в условиях экономического кризиса и резкого усиления конкуренции со стороны агрегаторов затраты на введение единого цвета, скорее всего, лягут на плечи пассажиров, что будет способствовать существенному повышению тарифов.
В другой статье законопроекта предлагается сделать обязательным получение регистрационных знаков типа 1Б (жёлтого цвета). Какие цели планируется достигнуть такими нововведениями? По логике законодателей эти меры помогут упорядочить рынок такси, уменьшить долю теневого бизнеса и увеличить безопасность таксомоторных услуг.
Одной из мотиваций для получения «жёлтых номеров» станет возможность ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Стоит заметить, что сейчас абсолютно все легальные такси имеют на это право.
Подобный спорный «бонус» и ранее получали питерские таксисты: вместе с разрешением им выдавались электронные карты для проверки разрешений и с возможностью допуска на транспортно-посадочные пункты (ТПУ). Правда эти карты в реальности не имели никакого толка: у проверяющих органов попросту не было считывающих устройств, а внутренними правилами аэропорта и ж/д вокзалов не было предусмотрено использование таких карт. И сейчас в противовес новому обременению (введение номеров типа 1Б) законопослушные таксисты вновь не получают льготы при допуске на ТПУ.
Следует обратить внимание, что в тексте законопроекта нет ни слова о государственном регулировании транспортной инфраструктуры таксомоторных перевозок.
Нет в законопроекте и штрафов за отсутствие так называемых «желтых номеров». На федеральном уровне санкций за не использование «желтых номеров» в такси не предусмотрены.
Исходя из текста законопроекта, можно сделать вывод, что в случае его принятия, только вновь получаемые разрешения будут выдаваться на автомобили с «желтыми номерами», а все, кто имеет разрешения, будут продолжать ездить с белыми номерами. Следовательно, полный переход на «желтые номера» в такси возможен лишь через пять-шесть лет.
Как отразится на петербургском таксомоторном рынке принятие закона, в котором жёлтые номера для такси станут обязательными? Очевидно, что для значительной части таксистов такое требование может показаться излишне обременительным. Особенно для индивидуальных предпринимателей, которых ни много ни мало — 80% от общего числа легальных перевозчиков. «Частники», возможно, будут искать обходные пути: уходить в «тень» или получать разрешения в Ленинградской области. Поэтому если и вводить такое требование в Северной столице, то необходимо ввести аналогичные правила и для Ленинградской области. Помимо теневого сектора, в связи с введением данного требования может пополниться и «автопарк» агрегаторов, которые не требуют от водителей оформления разрешений («Uber», «Максим», «Gett»). Нельзя исключать и протесты против такого требования.
Из-за вынужденного ухода с рынка частных предпринимателей и, как результат, уменьшения легальной конкуренции можно ожидать снижения качества оказания услуг населению. Пассажиры, выбирающие легальных перевозчиков, получат долгие ожидания и, вероятно, рост стоимости поездки, а те, кто и раньше предпочитал экономить на безопасности, будут иметь широкий выбор среди «бомбил». В конечном счете, возможно достижение обратного эффекта от введения «жёлтых номеров»: вместо борьбы с нелегальными перевозчиками и повышения безопасности поездок, ряды нелегалов могут быть пополнены, в результате чего и о росте безопасности таксомоторных услуг можно будет забыть».